Aichi D1A — первый серийный пикировщик Японии «Сьюзи»

Aichi D3A

В конце 1920-х годах Япония довольно серьёзно изучала технику бомбометания с пикирования, которую весьма удачно начали применять лётчики ВВС США на истребителях Curtiss F6C Hawk. Уже в начале 1931 года военные выпустили спецификацию «6-Shi» на «Специальный бомбардировщик», как окрестили его в армейских кругах.

Трагедия с первыми опытными прототипами

Первый прототип, созданный на фирме «Накадзима», испытывался на пикировании 26 ноября 1932. Правда ни кто не предвидел, чем оно закончится. Шеф-пилот фирмы «Накадзима» Цунэо Фудзимаки не смог вывести самолёт из пике и врезался в землю, погибнув на месте. Как утверждали очевидцы, пилот безуспешно пытался вывести самолет из пикирования, но удавалось только чуть «приподнять нос». В ходе расследования пришли к выводу, что виной стала ошибка конструктора.

В 1933 году стало очевидно, что опытные образцы пикировщиков фирмы «Накадзима», не удовлетворяют требованиям японского императорского флота. Последний направил «Айчи», «Накадзиме» и другим производителям самолетов требования представить проекты согласно новым требованиям «8-Shi» на двухместный палубный пикировщик. Согласно новому заданию, упор был сделан на прочность конструкции и маневренность.

Разработка D1A на фирме Aichi

Схема Айчи D1A2
Схема Айчи D1A2

На фирме «Айчи» пошли более легким путем. Зачем создавать новый самолет, когда можно использовать достижения в проектировании немецкой фирмы «Хейнкель». Для этой цели закупили в Германии один экземпляр Не.66 (фирменное название Не.50). Он являлся одноместным пикировщиком с 490-сильным двигателем Сименс SAM- 22 воздушного охлаждения(лицензионный Bristol Jupiter VI). По прибытию в Японию, конструкторы «Айчи» во главе с Токухисиро Гоаке модернизировали его согласно требованиям программы «8-Shi».

Aichi D1A1
Айчи D1A1

Для этого усилили и адаптировали для посадки на авианосцы конструкцию шасси. Заменили и двигатель на 560-сильный Накадзима «Котобуки»2-Кai-1 — 9-цилиндровый, воздушного охлаждения. Сам же биплан представлял собой самолет металлической конструкции, с тканевой обшивкой.

Сравнительные испытания Aichi D1A, серийное производство и модификации

Машина получила заводское обозначение АВ-9, а в войсках — D1A1. В 1934 году, в ходе сравнительных испытаний с прототипами от фирм «Накадзима» D2N1 и «Йокосука» D2Y1, более устойчивой в полете и более маневренной была признана машина «Айчи». Не откладывая на долго, уже в декабре 1934 года, с «Айчи» заключили контракт на серийное производство D1A1.

Айчи D1A1
Айчи D1A1

Стрелковое вооружение серийных самолетов состояло из двух синхронных пулеметов «тип 92» калибра 7,7-мм. Такой же пулемет находился на подвижной установке в конце кабины для стрельбы назад. Бомбовая нагрузка состояла из двух 30-кг бомб под крыльями и одной 250-кг бомбы на качалке под фюзеляжем. Первые 118 самолетов оснащались двигателем «Котобуки»2-Кai-1 , а последние 44 — «Котобуки»-3 форсированного по оборотам.

Айчи D1A2 Рисунок
Айчи D1A2 Рисунок

Работы над улучшением серийного самолета Токихисиро Гоаке продолжал. И уже в 1936 году, осенью, новая версия с обозначением D1A2 вышла на испытания. Самолет получил более мощный двигатель Накадзима «Хикари»-1 — 9-цилиндровый, воздушного охлаждения, мощностью 730 л.с. Кроме этого колеса шасси были закрыты обтекателями, а крыло было несколько больше, чем у предшественника.

Айчи D1A2
Айчи D1A2

Служба и боевое применение Aichi D1A 

Летом 1936 года первые пикировщики D1A прибыли на авианосцы «Рюдзё» и «Хосё». Причем одна эскадрилья проходила испытания на обоих авианосцах. В 1937 году по 16 пикировщиков вошли в состав авиагрупп тяжёлых авианосцев «Акаги» и «Кага».

Айчи D1A2 в полете. Рисунок
Айчи D1A2 в полете. Рисунок

D1A1 вместе с D1A2 был практически единственными самолетами, использовавшимися в начале «второго китайско-японского инцидента». Но вот к моменту начала войны на Тихом океане они почти все были сняты с вооружения. Только несколько машин использовались в качестве учебных.

Aichi D1A1 над океаном Рисунок
Айчи D1A1 над океаном Рисунок

D1A2 стал знаменит после потопления американской канонерки «Пэнэй». На этом судне находились сотрудники посольства США, которых эвакуировали из Нанкина. К моменту нападения японцев на Перл-Харбор 69 машин D1A2 числились в резервных частях второй линии. И только по этому участия в налете не принимали. Все же от союзников самолет получил кодовое обозначение «Сьюзи «.

ЛТХ D1A2
ЛТХ D1A2

Всего за время серийного производства на заводе Айчи в Нагойе были выпущены 162 бомбардировщика D1A1 (в 1934-37 гг) и 428 D1A2 (в 1936-40 гг).

Aichi D1A2 рисунок
Айчи D1A2 рисунок

Источник: Андрей Фирсов «Авиация Японии»
О. Дорошкевич «Самолеты Японии Второй мировой войны»

Поделитесь. Вам не сложно, а мне приятно.
  •  
  • 2
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
    2
    Поделились

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *