К-7 — Самолет-гигант Калинина

Калинин К-7

Развитие авиации 30 годов прошлого столетия отмечалось гигантоманией. И это было заметно особенно в СССР. Именно здесь были созданы в то время такие гиганты как: АНТ-6 (ТБ-3), АНТ-16 (ТБ-4), АНТ-20 «Максим Горький». В основном это были единичные экземпляры, хотя и проходили летные испытания. За исключение ТБ-3, который являлся серийным бомбардировщиком. Эти небесные гиганты прожили недолгую, но яркую жизнь. Они были гордостью СССР, визитной карточкой молодой советской цивилизации.

К-7 — Самолет-гигант Калинина

Но были и те проекты самолетов, про которые не писала в то время пресса, не издавались агитплакаты. А их авторы не были у всех на слуху. Одним из таких является разработка пассажирского самолета К-7 (называемого также «К-тяжелый») вполне сформировавшимся коллективом конструкторского бюро К. А. Калинина в начале 30-х годов. Он предусматривал перевозку 22 пассажиров с багажом. Однако от производства машины отказались, и в дальнейшем индекс К-7 присвоили трансконтинентальному самолету. Первый проект К-7 предусматривал деревянную конструкцию, то позже Калинин сделал ставку на сварной каркас из хромоникелевых стальных труб.

Чертежи К-7
Чертежи К-7

Описание конструкции К-7

Расчеты довольно быстро показали, что вес гиганта окажется слишком велик для первоначально запланированных четырех двигателей. В варианте проекта К-7, датированным 1931 г., моторов стало сначала шесть, а потом семь. Сами двигатели тоже были заменены с М-17 на более мощные М-34. Самолет представлял собой гигантское эллиптическое крыло толстого профиля размахом 53 м и площадью 452 м2, от которого шли две хвостовые балки трехгранного сечения, несущие хвостовое горизонтальное и вертикальное оперения с механизмом для поворота. Его длина составляла 28 м при высоте 10,8 м.

К-7 — Самолет-гигант Калинина

Судя проекту, предполагалось что в пассажирском исполнении К-7 должен был доставлять 128 пассажиров. Кресла для них расставлялись рядами по центроплану. Имелась и другая, более комфортабельная, компоновка: 16 четырехместных кают, разделенных коридором; половина из них находилась в консолях. Итого – 64 пассажира, но со спальными местами. В каютах предусматривалось электрическое освещение, а также окна, но не на потолке, а в полу. Оба варианта предусматривали кают- компания, буфет и кухню. Внутри передней кромке крыла шел высокий коридор, гуляя по которому, люди могли любоваться проплывающей внизу местностью через большие окна. Экипаж пассажирской машины состоял из восьми человек: два пилота, штурман, радист, главный механик сидели в рубке, два моториста – в крыле, восьмой член экипажа обслуживал кухню. Дальность полета оценивалась в 1000 – 5000 км. Ну чем не туристический лайнер.

В октябре 2008 года для съёмок фильма «Дау» на территории Харьковского международного аэропорта, который в 1930-х годах назывался «Основа», была построена декорация К-7 в натуральную величину (из дерева и пластика).
В октябре 2008 года для съёмок фильма «Дау» на территории Харьковского международного аэропорта, который в 1930-х годах назывался «Основа», была построена декорация К-7 в натуральную величину (из дерева и пластика).

Оригинальная конструкция шасси позволяла иметь самолету горизонтальное стояночное положение. Шасси состояло из двух широко разнесенных тележек ферменной конструкции с масляно-воздушной амортизацией колес, впервые примененной в отечественной практике для тяжелых машин. Тележки шасси имели по три колеса и были оборудованы обтекателями — «штанами» из листового металла, причем в левой размещалась входная дверь и лестница в крыло.

К-7 — Самолет-гигант Калинина

Военный вариант самолета

Военный вариант самолета представлял собой настоящую «летающую крепость» того времени. Оборонительное вооружение предполагалось довести до 12 огневых гнезд (8 пушек калибра 20 мм и 8 пулеметов калибра 7,62 мм) и при этом практически не имеющим «мёртвых зон». Бомбардировочное оборудование размещалось в крыле, а запас бомб колебался в зависимости от дальности полета от 9,9 т до 16,6 т. Десантный вариант самолета рассчитывался на 112 парашютистов. Рассматривались возможности транспортировки между тележкой шасси танка весом 8,4 т или другой сбрасываемой техники на парашютах.

К-7 первый запуск всех двигателей
К-7 первый запуск всех двигателей

Строительство и испытания К-7

На сборку калининского гиганта ушло девять месяцев. Последние стадии шли просто на асфальтированной площадке, окруженной строительными лесами, поскольку ни в один цех огромный самолет целиком не влезал. Вес пустого самолета превысили по сравнению с расчетным почти на три тонны, он дошел до 22 900 кг, а полный взлетный вес машины оказался около 36 т.

В начале августа 1933 года самолет вывели на взлетную полосу аэродрома. При первом запуске всех двигателей обнаружилась вибрация различных частей самолета; последние пришлось усиливать. После этого 19 августа М. А. Снегирев совершил на К-7 подлет по прямой на высоте 5 метров в течение нескольких секунд. Подлет выявил новые неприятности — рули самолета начинали вибрировать с большой амплитудой (до одного метра). За несколько дней хвостовое оперение машины было изменено — оно стало бипланным, кили соединили дополнительной горизонтальной поверхностью — «стабилитроном».

Харьковский аэродром
Харьковский аэродром

21 августа К-7 совершил первый полет по кругу. На месте командира самолета сидел М.А. Снегирев, место второго пилота занимал конструктор К.А. Калинин. Весь полет продолжался 12 минут. Но не смотря на его скоротечность были выявлены недостатки: неэффективность рулей направления, течи радиаторов, тряску хвостовых балок и неправильную регулировку моторов, приводившую к сильному дымлению. Почти месяц ушел на устранение дефектов.

Первые жертвы гиганта К-7

Испытания возобновились 22 сентября. Далее после каждого полета следовали те или иные переделки. Но в ноябре один из полетов чуть не закончился аварией. Отказал механизм поворота стабилизатора. На третьем заходе на посадку огромный самолет рухнул на землю с высоты около 9 м, но не разрушился, а подпрыгнул несколько раз и остановился. Машину спасли большие колеса низкого давления, погасившие удар. При осмотре в цепи привода стабилизатора нашли болт, мешавший ее перемещению.

Конструктор К. А. Калинин с экипажем опытной машины перед полетом
Конструктор К. А. Калинин с экипажем опытной машины перед полетом

Продолжавшиеся испытания показали неплохие летные качества самолета. Завершающий испытательный полет назначили на 20 ноября, после чего К-7 должен был улететь в Москву. Но он состоялся 21 ноября. На борту гиганта находились 20 человек. На полном газу машина прошла первый створ. В 5 км от аэродрома К-7 клюнул носом и пошел к земле под углом около 40 градусов. При ударе сначала разлетелось шасси, затем машина ударилась носом фюзеляжа о землю. Шасси и переднюю гондолу подмяло под крыло. Начался пожар, взорвались бензобаки. Вся полотняная обшивка крыла быстро сгорела. Три члена экипажа смогли вылезти сами, еще четверых живых вытащили спасатели, но двое умерли по дороге в больницу. В общей сложности пятнадцать человек, включая командира самолета, погибли.

К-7 — Самолет-гигант Калинина

Не имеющий приемуществ

Но катастрофа не подорвала веру коллектива в свои силы и способности. В акте комиссии по расследованию аварии было записано: Катастрофа самолета К-7 произошла из-за потери управляемости самолета в продольном направлении, что было вызвано деформацией хвостовой части самолета». 29 декабря 1933 г. ГУАП распорядилось начать постройку еще двух опытных образцов К-7 в военном варианте, учтя недостатки первой машины. К маю 1935 г. один из самолетов был готов примерно на 60%. Ставился вопрос о возможности постройки серии К-7 на новом заводе № 18 в Воронеже. Однако вскоре работы по самолетам-гигантам приостановили, затем опять выдали средства на их продолжение. Но вскоре пришли к выводу, что самолет Калинина не имеет существенных преимуществ по сравнению с более доведенным АНТ-20 «Максим Горький» . Да и само отношение к гигантским бомбовозам стало меняться. Конструкторское бюро Калинина в июле того же года расформировали. Построенный более чем наполовину второй экземпляр К-7 законсервировали, а потом разобрали.

К-7 — Самолет-гигант Калинина

Самолет К-7 вошел в историю мировой авиации как смелый шаг, поскольку подобных самолетов в то время не существовало ни в одной стране мира.

Источник: Владимир Котельников «Самолеты-гиганты СССР»

Поделитесь. Вам не сложно, а мне приятно.
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *