Ju.322 — Мамонт для операции “Морской лев”

Ju.322

В 1940 году, а точнее в июне этого года, начались налеты люфтваффе на Англию. В последующем это противостояние двух воздушных армий вошло в историю как “Битва за Британию”. Её логическим продолжением, по задумкам стратегов Гитлера, должна была стать операция “Морской лев”. Как полагали в рейхстаге, это чисто воздушно-десантная высадка немецких войск на южном побережье Великобритании начнется сразу после завоевания господства в воздухе. Вот только для осуществления планов не хватало транспортных летательных аппаратов и операцию временно отложили. А пока военная машина вермахта обратила свой взгляд на Восток.

Рождение проекта Ju.322 “Mammut”

В этом же году Технический Департамент выдал заказ на разработку большегрузных планеров фирмам Messerschmitt и Junkers. Согласно требованиям аппараты обязаны перевозить тяжелые орудия, танк PzKpfw IV, штурмовое орудие или 8,8-см зенитное орудие, включая тягач, обслуживающий персонал и боеприпасы. Все это было необходимо для захвата плацдарма.

Схема Ju.322 “Mammut”
Схема Ju.322 “Mammut”

Планеры получили обозначения Ju.322 “Мамонт” и Me.263 “Гигант” (чуть позже он получил обозначение Ме.321). На фирме Junkers все работы по проекту возглавил профессор Гейнрих Хертель. Его разработка во многом напоминала гражданский самолет G.38. Он представлял собой большое летающее крыло имеющее толстый профиль. Вот только согласно заданию в изготовлении аппарата должно было использоваться только дерево. А это несколько отличалось от специализации фирмы на цельнометаллических конструкциях. Отсутствие опыта работы с древесиной приводили к проблемам в строительстве.

Описание конструкции

Толстопрофильное крыло планера имело деревянную конструкцию с размахом 62,35 метра. В его центроплане и фюзеляже размещались грузовые отсеки. В них могли расположиться 140 полностью экипированных солдат или 16 тонн груза. Погрузка осуществлялась через снимаемую обшивку передней центральной части крыла. Кабина пилота была сдвинута влево, а на концах центроплана, на его передней кромке, имелись две стрелковые установки. Они укомплектовывались одним 7,9-мм пулеметом MG 15 или 13-мм пулеметом MG 131. Еще одна подобная установка размещалась на верхней части фюзеляжа на уровне задней кромки крыла.

Ju.322 “Mammut”
Ju.322 “Mammut”

Для посадки предназначались четыре широких полоза расположенных по два с каждого бока фюзеляжа один за другим. Но вот для взлета они не годились. Для этого разработали четырехосную сбрасываемую тележку с 32 колесами. Правда для того чтобы выдержать вес планера, её усиленная конструкция достигла веса в 8000 кг.

Испытания Ju.322 “Mammut”

Ju.322 “Mammut” в маскировочной сетке
Ju.322 “Mammut” в маскировочной сетке

В марте 1941 года начались подготовки к летным испытаниям “Мамонта”. Но уже до этого, на его уменьшенной модели провели испытания взлетной тележки. В их ходе пришли к выводу, что высоту её сброса необходимо увеличить. При сбросе с высоты до 5 метров возникал риск повреждения планера из-за подскока тележки.

Так-же возникли трудности при загрузке грузового отсека. Пандус стоящего на тележке планера имел довольно крутой подъем. И хотя танк PzKpfw IV с успехом его преодолевал, при пересечении уступа между рампой и полом отсека он проломил днище планера. Для решения возникшей проблемы решили усилить днище, а вместе с этим снизить полезную нагрузку до 12 тонн.

Модель Ju.322 “Mammut”
Модель Ju.322 “Mammut” фото с сайта fantastic-plastic.com

Уже после доставки планера на летное поле, для чего пришлось прорубать просеку длиной 5 км, возник вопрос о воздушном буксировщике. Первоначально в его качестве планировались к использованию три Bf.110С. Но на начальном этапе испытаний посчитали достаточным для этой цели Ju.90.

На момент первого полета Ju.322 V1, был построен второй прототип и ещё 98 планеров находились на разных стадиях сборки. Во время взлета к буксировщику посредством 120-метрового 16-мм троса крепился “Мамонт”. Взлетевший на полном газе Ju.90 смог оторвать планер от земли лишь к концу взлетной полосы. При сбросе тележки произошло её разрушение, чего больше всего опасались. Несколько осколков попали в планер. И все же полет продолжался.

Ju.322 “Mammut” на испытаниях. Рисунок
Ju.322 “Mammut” на испытаниях. Рисунок

Вот только “Мамонт” болтался на тросу как маятник. Сказывалась его большая неустойчивость по всем осям. При этом он начал подыматься выше буксировавшего его Ju.90 задрав последнему хвост. И когда казалось, что катастрофа неизбежна, пилот планера отцепил буксир. Ju.322 перестало болтать и он перешёл в нормальный полет, а затем совершил посадку. Позже, при помощи двух танков “Мамонт” отбуксировали на аэродром.

ЛТХ Ju.322 “Mammut”
ЛТХ Ju.322 “Mammut”

Провал проекта “Mammut”

В конструкцию планера внесли несколько изменений, в том числе увеличили оперение. Но даже после этого, в ходе нескольких испытательных полетов, стало ясно, “Mammut” обладает довольно плохими летными данными. Уже в мае 1941 года фирма получила приказ прекратить все работы по проекту. В течение нескольких недель все построенные и находившиеся в стадии строительства планеры порезали на дрова. А в министерстве финансов Германии посчитали убытки в размере 45 млн. марок.

Источник: Die deutsche Luftrustung 1933-1945. Heinz J. Nowarra

Поделитесь. Вам не сложно, а мне приятно.
  •  
  • 1
  • 1
  •  
  •  
  •  
  •  
    2
    Поделились

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *