Венгерский легкий танк 38.m Toldi

Toldi

Konnyu harckocsi (легкий танк) 38m Toldi стал первым крупносерийным танком венгерской армии. Выпуском бронированной машины занимались сразу две фирмы Ganz и MAVAG в период с 1939 по 1943 года. За это время ими изготовлено 199 единиц. При этом звание самого массового серийного танка получил средний танк Turan, выпускавшийся несколько позже.

С чего начинался танк TOLDI

Образцом для легкого танка командованием армии был выбран шведский танк L60B (или m/38). Конечно это произошло не сразу. Заказанный в Швеции экземпляр, после прибытия в Венгрию в 1938 году, подвергли сравнительным испытаниям. Его конкурентом стал немецкий ЛТ PzKpfw I (Т-1). Шведская машина продемонстрировала значительное преимущество боевых и технических характеристик. В итоге танк получает название 38.m Toldi. Стоит отметить, что именем он обязан знаменитому воину Толди Миклошу, жившего в XIV веке. Человеку громадного роста и необычайной физической силы. Вот только стал ли достойным носителем его имени?

Схема Toldi-I
Схема Toldi-I

Прежде чем начать серийное производство танка ИВТ (Институт военной техники) рекомендовал внести ряд изменений в его конструкцию. По этому поводу проводились консультации со шведскими специалистами и не вызывали сложностей. Камнем преткновения стало вооружение.

Прототип шведов имел 20-мм автопушку «Мадсен». Но приобретение лицензии для её производства в Венгрии посчитали дорогим. Да и сроки поставок могли затянуться в связи с внедрением её в производство. Решили обойтись имеющимися в наличии. Предлагали установку 25-мм пушки «Бофорс» или «Гебауэр», и даже 37-мм или 40-мм. Правда от последних отказались сразу, так как они требовали больших переработок башни. В результате дискуссий остановились на 20-мм самозарядном противотанковом ружье швейцарской фирмы «Золотурн». К тому же производимым в Венгрии по лицензии под маркой 36.М. Его дополнял 8-мм пулемет 34/37.М.

Компоновочная схема танка Toldi
Компоновочная схема танка Toldi

В остальном танк остался похож на шведский прототип. Незначительным изменениям подверглась башня, в частности, люки в бортах и смотровые щели, а также маска пушки и пулемета. О поставке двигателей и оптики заключили договор с Германией. Предварительные заказы последовали уже в конце 1938 года. Но согласования затянулись, и лишь в феврале 1939 года договор на поставку 80 TOLDI наконец-то был подписан. А уже в апреле 1940 года первые серийные танки покинули завод, тогда как последние из 80 — в марте 1941.

Танки Toldi-I без установленного вооружения
Танки Toldi-I без установленного вооружения

Ранние TOLDI в войсках

Из построенных танков сформировали четыре роты (по 18 машин), по одной в каждой моторизованной бригаде. Всем им пришлось принять участие в оккупации Трансильвании в сентябре 1940 года. Здесь они смогли показать себя во всей красе. Вернее, не с лучшей стороны. И главной причиной отказа становились моторы и подвеска. Они выходили из строя в среднем через 100 км пробега. Возможно, что большая доля поломок легла виной на механиков-водителей. Слишком уж сжатые сроки были при их подготовке.

ТТХ легкого танка TOLDI
ТТХ легкого танка TOLDI

Улучшенная версия танка TOLDI

Исходя из опыта применения легких танков TOLDI весной 1941 года выдали заказ на 200 улучшенных танков. Вместе с обозначением TOLDIII машины получили накладную броню в 20-мм по окружности башни и на переднюю часть корпуса. Вот только построить удалось только 110 подобных машин. В войска они начали поступать в мае 1941, а летом 1942 года с завода вышел последний танк.

Легкий танк TOLDI-II
Легкий танк TOLDIII

Уже в первые дни вступления Венгрии в войну против СССР танки TOLDI приняли активное участие. В составе подвижных корпусов насчитывалось 81 TOLDII и 14 TOLDIII. Они с боями прошли около 1000 км до реки Донец. Этот поход обошёлся не дешево. Из всех машин 62 подверглись ремонту, причем только 25 по причине боевых повреждений. Потрепанные моторизованные бригады вернулись на родину в ноябре 1941 года. Отмечалось слабое вооружение и не высокая механическая надежность.

TOLDI-I Украина 1941 год
TOLDII Украина 1941 год

Возможно по этим причинам в 1942 году, во второй компании против СССР, только 19 TOLDII и II. Да и то, в январе 1943, венгерская армия была разгромлена. Практически все TOLDI были уничтожены. Из боя вышли только три машины.

Новые модификации TOLDIII

Последние бои в СССР наконец-то убедило командование в слабости вооружения танка TOLDIII. Оставшиеся в строю 80 танков этого типа решили срочно перевооружить. Для этого была выбрана 40-мм пушка 42.М, укороченный вариант пушки танка Turan I. С новым орудием машины получили обозначение TOLDIIIа.

Схема TOLDI-IIа
Схема TOLDIIIа

Но еще до начала перевооружения танков TOLDIII, в конце 1942 года фирма Ganz начала разработку нового варианта этой машины с увеличенной толщиной брони. И даже был выдан заказ на его строительство. По некоторым сведениям указывается, что в 1943 году были успешно построены три единицы нового танка с обозначением TOLDIIII. А в 1944 их количество выпущенных увеличилось до девяти. Малочисленность обуславливалась сосредоточением сил промышленности на производстве “Турана”.

TOLDI-III
TOLDIIII

Конец карьеры танка TOLDI

Все имеющиеся танки TOLDIII, —IIа и —III в 1943 году вошли в состав 1-й и 2-й ТД и 1-й КД. Причем количество машин выглядело следующим образом — 66 с 20-мм орудиями и 63 с 40-мм. Но уже к августу 1944 года, когда 2-я танковая дивизия вышла из Галиции после жестоких сражений, в ней осталось только 14 TOLDI. Меньше повезло 1-й кавалерийской дивизии в Польше. Она потеряла все танки. Оставшиеся танки применялись в боях на территории Венгрии осенью 1944 года. Уже будучи окруженными в Будапеште TOLDI в составе 2-й ТД прекратили своё существование. Хотя единичные танки ещё участвовали в заключительных боях до 1945 года.

Поврежденный танк TOLDI
Поврежденный танк TOLDI

Единственный сохранившийся легкий танк TOLDIIIа находится в танковом музее в Кубинке.

TOLDI-IIа в Кубинке
TOLDIIIа в Кубинке

Источник: И.П.Шмелев «Бронетанковая техника Венгрии (1940-1945)»

Поделитесь. Вам не сложно, а мне приятно.
  •  
  • 1
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
    1
    Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *