Первые бронекатера — посыльные суда типа ”Штык”

Бронекатер ”Пика”

В 1903 году в русском Морском министерстве приняли решение создать «подвижную оборону» на реке Амур. Это входило в планы по обороне Приморья и Уссурийского края. С этой целью планировали наладить серийный выпуск малых речных кораблей. По сути, хотя над этим в то время и не задумывались, это стало началом развития бронекатеров. Первых в мире бронированных боевых катеров.

Проектирование и строительство

Вид сбоку и сверху посыльного судна ”Пика”
Вид сбоку и сверху посыльного судна ”Пика”

Основой для Амурской флотилии предположительно становились 10 небронированных или легко бронированных канонерских лодок. К каждой из них прикреплялся посыльный быстроходный катер. Это позволило увеличить площадь контролируемого района. Именно к катерам заказчик предъявлял следующие требования: осадка 0,5 м; ход не менее 16 уз; артиллерийское вооружение; противопульная броня и возможность перевозки по ж/д.

Задача стояла достаточно сложная. И не случайно, что взяться за неё желающих практически не нашлось. Даже Балтийский завод не стал принимать участие в конкурсе, хотя и не проч бы получить новые заказы. Всё же контракт заключили с Путиловским заводом. Документ включал постройку 10-и посыльных судов с именами:«Штык», «Пуля», «Кинжал», «Пистолет», «Рапира», «Палаш», «Копье», «Сабля», «Шашка» и «Пика».

Посыльное судно типа «Штык»
Посыльное судно типа «Штык»

Правда при разработке путиловские инженеры пришли к выводу, что при соблюдении всех требований заданная скорость не может быть достигнута. В итоге главное управление судостроения пошло на уступки и снизило требуемую скорость до 13 уз.

Посыльное судно ”Шашка” типа ”Штык”
Посыльное судно ”Шашка” типа ”Штык” с 47-мм пушкой Гочкиса. Первая мировая война

Основные характеристики судов типа ”Штык”

ТТХ судов типа ”Штык”
ТТХ судов типа ”Штык”

Силовой установкой являлись два 4-тактных 6-цилиндровых
керосиновых двигателя системы «Даймлер» (производство
завода Г. А. Лесснера в С.-Петербурге) мощностью
по 100 л. с. Для уменьшения диаметра гребных винтов (ввиду малой осадки) применены две пары винтов-тандем.

Первые бронекатера — посыльные суда типа ”Штык”

Суда имели клепаный корпус из стальных листов толщиной
3,2 мм с 6-ю поперечными переборками. Причём 5 из них являлись водонепроницаемые. Рулевая рубка, борта и палуба в районе машинного отделения и патронного погреба защищены бронированием из 7,9-мм никелевой стали.

Вооружение состояло из одного 76-мм горного орудия образца
1901 г. и один пулемет, который можно было переставлять с одного борта на другой.

Суда типа ”Штык” в составе флотов

Все 10 посыльных катеров осенью 1909 года были сданы. Девять из них по ж/д перевезли в поселок Кокуй на Амуре, где сразу включили в состав Амурской флотилии. Головной же, «Штык», проходил всесторонние испытания на Балтике, а по их окончании присоединился к остальным судам.

Первые бронекатера — посыльные суда типа ”Штык”

Позже четыре катера посредством железной дороги доставили в Або, где они вошли в состав Балтийского флота. С началом Первой мировой на них заменили орудие на 47-мм пушку Гочкиса. Уже после революции, в 1918 году, их взорвали во избежании захвата финнами.

Ещё четыре посыльных судна попали в Севастополь. А уже в 1919 году на Каспийском море они входили в состав белогвардейской флотилии. К сожалению их дальнейшие следы теряются, а судьба так и остается неизвестной.

Канонерская лодка «Орочанин» и посыльное судно «Пика»
Канонерская лодка «Орочанин» и посыльное судно «Пика»

Больше всего повезло катерам «Копье» и «Пика», которые остались на Амуре. В декабре 1917 г, без всяких сопротивлений, флотилия подняла красные флаги, вступив в состав Рабоче-крестьянского Красного флота (РККФ). В июле-сентябре 1918 г. флотилия принимала участие в борьбе с японскими интервентами, белогвардейцами, чехословацкими воинскими частями.

Тогда-же, в сентябре 1918 года они оказываются захвачены японцами и осенью 1920 года уведены на Сахалин. В мае 1925 года оба катера возвратили советскому правительству, переклассифицировали в бронекатера. После капитального ремонта их включили в состав МСДВ, а в 1931 года — АКФ. В середине 1930-х годов на них проходило испытания 76-мм динамо-реактивное орудие Л.В.Курчевского. Оба катера оставались в строю до 1954 года, а затем были исключен из списков ВМФ, и позже разобрали на металл.

Text.ru - 100.00%

Источник: Апальков Ю.В. Катера отечественного флота

Поделитесь. Вам не сложно, а мне приятно.
  •  
  • 1
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
    1
    Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *