«Шаврушка» — от квартирной Ш-1 до крупносерийной Ш-2

Ш-2 Шаврушка

История создания этого самолета-амфибии очень уникальна. Молодой ленинградский инженер Вадим Шавров в начале 1928 года представил свой проект летающей лодки Ш-1 на рассмотрение в ленинградский Осоавиахим. Эскиз одобрили , отпустили деньги на постройку и предложили конструктору чехословацкий двигатель «Вальтер» мощностью 85 л. с.

Схема самолета-амфибии Ш-1 Шаврова
Схема самолета-амфибии Ш-1 Шаврова

Строительство самолета-амфибии Ш-1

По конструкции это была трехместная летающая лодка-полутораплан с поплавками боковой остойчивости на нижних крыльях и с поднимаемым шасси. В схеме внимание к себе привлекает конструкция нижних крыльев с поплавками, не встречавшихся нигде до этого проекта. Завод «Красный лётчик» не смог помочь в постройке самолета и строить пришлось на квартире у приятеля и компаньона по проектированию амфибии — Виктора Корвина. Не смутило и то, что квартира располагалась на втором этаже. Работали втроем: два инженера, проектировавшие самолет, Шавров и Корвин, а также замечательный механик Николай Фунтиков. Через 13 месяцев крылья, оперение и лодка-фюзеляж были собраны и вытащены через балкон на улицу.

Ш-1 строился в квартире Корвина
Ш-1 строился в квартире Корвина

Сборку производили на Комендантском аэродроме в Ленинграде.

Транспортировка Ш-1 на аэродром
Транспортировка Ш-1 на аэродром

Пробные полеты и испытания Ш-1

4 июня 1929 г. на гидроаэродроме в Гребном порту начались пробные руления, 21 июня летчик Б.В.Глаголев вместе с В.Б.Шавровым совершили первый полет, позже машину испытали и с суши. После нескольких десятков полетов 31 августа был совершён перелет из Ленинграда в Москву, где проводились с 20 по 28 сентября 1929 года государственные испытания.

Ш-1 в Гребном порту Ленинград июнь 1929г.
Ш-1 в Гребном порту Ленинград июнь 1929г.

По результатам испытаний признали, что нужен увеличенный вариант Ш-1 с отечественным двигателем М-11 мощностью 100 л.с.

Ш-1 на испытаниях в Москве.
Ш-1 на испытаниях в Москве.

Самолет Ш-1 после испытаний был передан Ленинградскому Осоавиахиму для агитполетов. А 26 февраля 1930 года он потерпел аварию. Летчик В.П.Чкалов в очень плохую погоду летел вдоль железной дороги. Обледеневший самолет летел довольно низко и зацепив семафор упал. Пилот и механик не пострадали, но самолет уже не восстанавливали.

Схема амфибии Ш-2
Схема амфибии Ш-2

Улучшенный вариант самолета-амфибии Ш-1 — Ш-2

Самолет-амфибия Ш-1 имел свое логическое продолжение. Им стал Ш-2, по типу, схеме и конструкции похож на первую, но несколько увеличенную в размерах.

«Шаврушка» — от квартирной Ш-1 до крупносерийной Ш-2

Самолет построили на заводе «Красный летчик» в Ленинграде, 11 ноября 1930 г. его поднял в первый полет Б.В.Глаголев. 12—17 июня 1931 г. в Ленинграде прошли госиспытания в результате которых было принято решение о его серийной постройке. 1 апреля 1932 года первый экземпляр Ш-2 вышел с завода. Это был первый советский серийный гидросамолет.

Ш-2 в сборочном цехе
Ш-2 в сборочном цехе

Амфибия строилась серийно вплоть до 1934 года на заводе «Красный летчик». За это время выпустили несколько сотен Ш-2, в том числе 16 санитарных, отличавшихся съемным прозрачным колпаком за сиденьем пилота для установки носилок.

Ш-2 санитарный. рисунок
Ш-2 санитарный. рисунок

Самолет Ш-2 широко применялся в летных школах и аэроклубах как учебный, на местных аэролиниях Севера, Сибири и Дальнего Востока. Применялся в Арктике, как ледовый разведчик был на кораблях «Челюскин», «Красин» и других. Его использовали во многих сферах народного хозяйства, геологии, связи и других отраслях. А те кто его эксплуатировал любя называли «Шаврушка».

Ш-2 спускают с борта корабля "Челюскин" для проведения ледовой разведки
Ш-2 спускают с борта корабля «Челюскин» для проведения ледовой разведки

«Шаврушка» — долгожитель

Строительство завершили на заводе, но уже с 1939 года, благодаря простоте конструкции Ш-2, его стали выпускать в системе ГВФ (Гражданский Воздушный Флот), на ремонтных базах.

Ш-2 в авиации ВМФ
Ш-2 в авиации ВМФ

В 1951 году в конструкцию Ш-2 внесли ряд изменений. Был установлен более мощный мотор М-11 в 115 л. с. Стали применять одиночное управление. В оборудование включили систему запуска мотора сжатым воздухом. В 1952 году Ш-2 выпускали с закрытой кабиной. Амфибия широко эксплуатировалась на Каспии и на реках и озерах Сибири вплоть до 1964 года. 32 года в эксплуатации — редкая живучесть. Срок её применения не уступил самолету По-2 — рекордсмену долговечности. Общее количество выпущенных достигла 1200 экземпляров.

Амфибия Ш-2 в музее Арктики и Антарктики в Петербурге
Амфибия Ш-2 в музее Арктики и Антарктики в Петербурге

Сохранившиеся Ш-2 представлены в музеях как в России так и за рубежом, а именно в Историческом авиационном реставрационном музей в Мэрилэнд Хайс (Миссури, США).

 Ш-2 в Историческом авиационном реставрационном музей в Мэрилэнд Хайс (Миссури, США).
Ш-2 в Историческом авиационном реставрационном музей в Мэрилэнд Хайс (Миссури, США).

Кроме того в Молодёжном Авиационном Центре г. Урая была построена летающая копия Ш-2 в масштабе 0,75:1, впервые продемонстрированная на СЛА-89 в Риге.

«Шаврушка» — от квартирной Ш-1 до крупносерийной Ш-2
Реплика Ш-2

Источник: Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.

Поделитесь. Вам не сложно, а мне приятно.
  •  
  • 1
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
    1
    Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *