Ш-5 — история трансформации необходимого самолета в бесперспективный

Ш-5

Этот довольно крупный и оригинальный самолет с двумя моторами конструкции Шаврова оказался в тени более мелкого самолета-амфибии Ш-2. Просто мелкий собрат был более распространен и выпускался не малой серией. Ш-5, именно так обозначался двухмоторник, был специализированным самолетом и его история началась ещё в 1928 году.

Схема Ш-5
Схема Ш-5

Рождение проекта Ш-5

В то время в Главном управлении геодезии и картографии приняли программу составления подробных карт территории СССР. Для их создания использовались аэрофотоснимки сделанные с самолетов, причем впервые в истории Союза Советов. На одном из заседаний комиссии по этим работам В. Б. Шавров предложил несколько схем специализированных самолетов. В ходе обсуждения особый интерес возник к самолету-амфибии, так как большая часть территорий, на которых предстояло проводить съёмки, не имело аэродромов.

Ш-5 в варианте амфибии
Ш-5 в варианте амфибии

К апрелю 1930 года были созданы два проекта фотосамолетов (так назвали самолеты в НИИ). ФС-1 был сухопутным, а ФС-2 — амфибия. Оба проекта выполнил Шавров, а основные расчеты сделал К.А.Виганд. После их рассмотрения, приняли решение о строительстве одного из них. Вот только какого?

Ш-5 в сухопутном варианте
Ш-5 в сухопутном варианте

Лишь в 1931 году проект был включен в план ЦКБ где работал Шавров. Там же в Техническом совете приняли решение совместить оба самолета. В итоге получился комбинированный аппарат — сухопутный с приставным поплавком. После утверждения унифицированного проекта в июле 1931 года в Морском отделе ЦКБ начались работы над самолетом №28/29 по документам бюро или Ш-5.

Ш-5 на лыжном шасси перед испытаниями в феврале 1934 г. В центре В. Б. Шавров
Ш-5 на лыжном шасси перед испытаниями в феврале 1934 г. В центре В. Б. Шавров

Описание конструкции Ш-5

Самолет имел смешанную конструкцию. Фюзеляж и вертикальное оперение состояли из каркаса сваренного из хромомолибденовых труб обтянутого полотном. Поплавки, что основной, что подкрыльевые, изготавливались деревянными с покрытием из полотна. Такое же покрытие имели крыло и оперение, только их каркас был дюралевым. Два вынесенных над крылом двигателя М-22 имели двухлопастные металлические воздушные винты.

Ш-5 весна 1934 г
Ш-5 весна 1934 г

С начала постройки Ш-5 рассматривали как многоцелевой. Его могли использовать и как санитарный, и как транспортный, и как пассажирский. Для этого предусмотрели установку 12 пассажирских сидений в фюзеляже с возможностью их замены носилками на восемь пациентов.

Ш-5 во время испытаний
Ш-5 во время испытаний

Закрытие проекта

19 марта 1934 года Ш-5 вышел на испытания на лыжном шасси. Они затянулись до конца года. Причиной задержки стало повреждение шасси при одной из посадок. Хотя сам самолет поврежден не был, но ремонт самого шасси занял больше время чем думали. А в начале 1935 года работы над проектом прекратили.

Ш-5 — история трансформации необходимого самолета в бесперспективный

Оно и понятно. Работы велись почти пять лет и за это время самолет просто устарел и не имел перспектив в развитии. К тому же картографические работы завершились и без Ш-5.

Читайте о проектах Ш-3 Шаврова.

Источник: М.Маслов «Амфибия Ш-2 и другие самолеты Вадима Шаврова»

Поделитесь. Вам не сложно, а мне приятно.
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *