Первый самолет шведской разработки — Saab В 17

Сохранившийся В17А

Для шведской авиапромышленность производство самолета собственной разработки представляло большую технологическую задачу. Все выпускаемые ранее самолеты были лицензионные и их постройка не вызывала затруднений с полным пакетом технологической документации. Но первый цельнометаллический самолет разработанный в Швеции стал настоящей проверкой для инженеров компании ASJA.

 Схема Saab B 17B
Схема Saab B 17B

Описание проекта Saab В 17

Проект, получивший в начале обозначение L-10, представлял лёгкий бомбардировщик и самолет-разведчик для использования в армии и флоте. Планер по конструкции был цельнометаллическим монопланом с низкорасположенным крылом и закрытой кабиной летчиков. Для максимальной прочности центральной секции на ней не было вырезов для основного шасси. Убирающиеся назад стойки прикрывались специальными обтекателями. Хвостовое колесо было также убирающимся.

 Прототип Saab В 17
Прототип Saab В 17

29 ноября 1938 года завод ASJA получил контракт на два прототипа L-10. Для ускорения работ по строительству самолетов увеличили инженерный персонал путем найма в общей сложности 46 американских специалистов в 1938-39 гг. Их пребывание в Швеции, однако, было не долгим, так как большинство из них были вынуждены вернуться в Соединенные Штаты. Этому способствовала начавшаяся в Европе в сентябре 1939 года война.

 Saab В 17 заходит на посадку
Saab В 17 заходит на посадку

Первые полеты прототипа

Первый прототип уже с обозначением Saab 17 совершил свой первый полет 18 мая 1940 г. с летчик-испытатель Кейс Смит за штурвалом. Его силовой установкой служил построенный по лицензии в Швеции двигатель Bristol Mercury XII 880 л.с. На втором прототипе был установлен Pratt & Whitney R-1830 Tvin Wasp 1,065 л.с.

 Saab В 17В  с двигателями Бристоль Меркурий XXIV 980 л.с.
Saab В 17В с двигателями Бристоль Меркурий XXIV 980 л.с.

Разработка и производство Saab В 17 был осложнен проблемами с доступностью двигателя. Так как самолет был запланирован для Pratt & Whitney TWin Wasp его обозначили как B 17A. Но производство мотора только намечалось в Швеции и их доступность ожидалась к 1943-44 году. По этой причине в серию пошли самолеты оснащенные шведскими Бристоль Меркурий XXIV 980 л.с. с обозначением Saab В 17В. С таким же двигателем выпускалась и версия гидросамолета, которая была обозначена S 17BS.

 S 17BS был обозначением оснащенной поплавком версии B 17.
S 17BS был обозначением оснащенной поплавком версии B 17.

Самолет также являлся почти уникальным с выдвижными лыжными шасси, которые на самом деле производили меньше сопротивления, чем обычные колесные шасси. Даже на версии гидросамолета поплавки могли переоборудоваться на лыжи для использования зимой.

 A B 17A, с двигателем Twin Wasp на лыжном шасси оснащенный четырьмя ранними ракетно-пусковыми установками.
A B 17A, с двигателем Twin Wasp на лыжном шасси оснащенный четырьмя ранними ракетно-пусковыми установками.

Вооружение самолёта состояло из двух 13,2-мм пулеметов М\39 в крыле и одного подвижного 7,9-мм пулемета М\22 в кабине заднего стрелка. Бомбовая нагрузка доходила до 700 кг. При этом во внутреннем бомбоотсеке могла расположится 250 кг бомба. Ранняя версия самолета, используемого как пикирующий бомбардировщик была оснащена специальным приспособлением для вывода 500 кг бомбы за зону действия винта. С момента установки на самолеты бомбового прицела осуществлять бомбометание в пикировании стало неоправданным.

 B17A несет внешнюю бомбу весом 500 кг.
B17A несет внешнюю бомбу весом 500 кг.

Развитие и карьера Saab В 17

В 1941 году ВВС смогли закупить итальянские моторы Piaggio P.XI R.C.40bis 1040 л.с., который стал силовой установкой для версии B 17C.

 B 17C мотором Piaggio P.XI R.C.40bis
B 17C мотором Piaggio P.XI R.C.40bis

ВВС Швеции заказали в общей сложности 322 самолета B 17 в четыре партии в течение периода с 27 декабря 1940 года по 19 сентября 1944 года. Производство четырех версий было разделено следующим образом: 132 B 17A; 116 В/S 17B (38 были доставлены в качестве гидросамолетов под обозначением S 17BS); и 77 B 17C.

 S 17BS на тележке 1940 г
S 17BS на тележке 1940 г

Военно-воздушная карьера Saab В 17 началась в начале 1942 года когда самолеты начали поступать в шесть легкобомбардировочных и разведывательных эскадрильи (F 2. F 3, F 4, F 6, F 7. и F 12), где они прослужили до 1948 года.

 Линейка самолетов Saab В 17С
Линейка самолетов Saab В 17С

В Швеции впервые организовали в 1943 году Датскую бригаду, которая включала в себя ряд датских офицеров ВВС. Их в 1944 году обучили для использования Saab В 17. Оснащенное пятнадцатью B 17C подразделение было готово к размещению в Дании, но приказа от правительства так и не поступило.

 B-17C  ВВС Дании
B-17C ВВС Дании

Но наверно дольше всех состояли на вооружении Saab В 17 проданные в эфиопские ВВС. В период с 1947 по 1953 гг по просьбе императора Хайле Селассие был организован воздушный флот Эфиопии шведскими офицерами. Для этого закупили в общей сложности 47 Saab В 17. Самолеты оказались идеальными для суровых условий африканской страны. В 1960 году они ещё состояли на вооружении, а некоторые встречались и в 70-ых годах. Тем самым срок службы в этой стране составил более чем 25 лет.

 Saab 17 в Эфиопии
Saab 17 в Эфиопии

Снятие с вооружения

После снятия с вооружения несколько Saab В 17A были модифицированы для буксировки мишеней в шведских ВВС. 20 самолётов были зарегистрированы как гражданские воздушные суда.

ЛТХ  Saab B 17B
ЛТХ Saab B 17B

До наших дней дошли пять Saab В 17. Два в музее авиации в Швеции; один в датском Музее науки и техники; два бывших эфиопских B 17A восстановили в 1990-х продали южноафриканскому коллекционеру.

 Сохранившийся B 17A в полете
Сохранившийся B 17A в полете

Данный самолет представлен и в компьютерных играх. Прочитайте что из себя представляет Saab В 17 в War Thunder.

Источник: Hans G Andersson «Saab Aircraft since 1937»

Поделитесь. Вам не сложно, а мне приятно.
  •  
  • 1
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
    1
    Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *