Строительство авианосцев не исключалось в СССР довоенного периода

Строительство авианосцев не исключалось в СССР довоенного периода

Ещё в годы первой мировой войны появились первые авианесущие корабли. Правда они не рассматривались в качестве основной ударной силы. Но вот в межвоенный период авианосцы получили значительное развитие в таких странах как Великобритания, США и Япония. А уже перед самой войной такая единица появилась и в ВМФ Франции. В это же время ведется строительство авианосца «Граф Цеппелин» в Германии, который до конца Второй мировой войны так и не будет достроен.

Немецкий авианосец Graf Zeppelin. Рисунок
Немецкий авианосец Graf Zeppelin. Рисунок

Авиасуда в царской России и в первые советские годы

В царской России также имелся опыт использования подобных судов на примере авианосного судна «Орлица», хотя после революции от него отказались. Стоить отметить, что уже в 20-х годах поднимался вопрос о включении в состав отечественного флота авианосцев. В то время планировали переоборудовать линейный корабль «Полтава», находившийся на ремонте после пожара или недостроенный крейсер «Измаил». Был даже заказан Научно-техническому комитету (НТК) Управления ВМС РККА эскизный проект перестройки «Измаила». Вот только дальше слов на заседаниях и составления планов дело не пошло.

Гидроавиатранспорт "Орлица"
Гидроавиатранспорт «Орлица»

В тот период многие из Управления ВМС думали приблизительно так: зачем нам авианосец в Черном море, когда у нас там непотопляемый авианосный полуостров Крым; на Балтике он тоже не к чему, а Тихоокеанский флот у нас только в стадии развития, не до авианосцев. И про развитие авианосного флота забыли до середины 30-х годов.

Авианосцы в планах создание «большого флота»

Про авианосцы вспомнили когда руководство Советского Союза взяло курс на создание «большого флота». В 1938 году утвердили технические требования к авианосцу, а следом и тактико-техническое задание на его проектирование. По мнению военных, тактика подобных кораблей заключалась в: «применение авиации в операциях в открытом море и у берегов противника в отдаленных районах для разведывательных, бомбардировочных и противовоздушных целей».

Разработчикам предлагали создать специальный корабль водоизмещением не более 13000 т, который должен нести 30 бомбардировщиков-разведчиков и 15 истребителей. Для обеспечения взлетно-посадочных операций требовалось предусмотреть катапульту и аэрофинишеры, а также оборудовать судно успокоителями качки в виде цистерн с принудительной циркуляцией жидкости и специальные бензозаправочные колонки. В качестве главной энергетической установки предусматривались два варианта — котлотурбинная и дизельная, которая в свою очередь могла обеспечить наибольшую скорость хода корабля в 34 узла, максимальная дальность плавания ходом 18 узлов – 4000 миль и автономность – 30 суток.

Строительство авианосцев не исключалось в СССР довоенного периода

Вооружение будущего авианосца по задумкам включало: три 130-мм двухорудийные башни Б-2-ЛМ с боекомплектом по 150 выстрелов на ствол; восемь 100-мм спаренных артиллерийских установок Б-54 зенитного калибра дальнего боя с боекомплектом по 300 выстрелов на ствол; четыре 37-мм счетверенных зенитных автомата 46-К с боекомплектом в 800 выстрелов на ствол и двадцать 12,7-мм пулеметов с 3000 патронов каждый.

К броне авианосца предъявили следующие требования: стенки боевой рубки -150 мм; крыша боевой рубки, бортовой пояс и траверзы -100 мм; палуба – 50 мм; стенки ангара для самолетов -12 мм. При этом живучесть корабля должна обеспечить его боеспособность при попадании одной торпеды или подрыве на мине и затоплении двух отсеков. А в случае же затопления трех отсеков он должен был в состоянии вернутся на базу самостоятельно.

Итоги и приоритеты

В конечном итоге авианосцы даже попали в план строительства боевых кораблей в 1937 году. Было предложено построить два корабля для Северного и Тихоокеанского флотов. Вот только план так и не утвердили. И даже с появлением авианосцев в кораблестроительных планах их проектированием официально не занимались. Лишь в конце 1940 года в списке заказов на проектные работы появился авианосец. Правда работы по нему не являлись приоритетными и были отложены до лучших дней. Вот только начавшаяся война начисто перечеркнула все работы в этом направлении.

Источник: А. В. Платонов «Несостоявшиеся «Авианосные» державы»

Поделитесь. Вам не сложно, а мне приятно.
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *