Проект авианосца малого водоизмещения СССР

Легкий крейсер проекта 68 типа "Чапаев"

Несмотря на то, что в авианосные планы СССР довоенного периода так и не вошло проектирование авианосцев, в ЦНИИ-45 ещё в 1936 году начал исследования по проектированию «авиакораблей». Этот задел позволил институту к маю 1939 года разработать предэскизный проект авианосца малого водоизмещения. Все работы сначала велись в инициативном порядке, но к 1939 году проект включили в план работ института.

Авианосец из легкого крейсера

Основой для будущего авианосца стал проект №68 — легкий крейсер типа «Чапаев». Все расчеты специфических элементов, свойственных авианесущему кораблю, такие как ангар, «остров» и др. показали целесообразность такого подхода. Также это снижало объем проектных работ, а значит уменьшало его стоимость и сокращало сроки постройки судна.

Авианосец малого водоизмещения: вид с правого борта и вид сверху.
Авианосец малого водоизмещения: вид с правого борта и вид сверху.

Для обеспечения взлетных операций полетную палубу малого авианосца (по некоторым документам «авианосец-конвоир») предполагалось оснастить двумя пневматическими катапультами длиной по 24 м, которые должны были придать взлетную скорость 110 км/ч самолетам массой до 4 т. Посадка выполнялась при помощи шести тросовых аэрофинишеров, расположенных на расстоянии 10 м друг от друга и на высоте 10 см над палубой. Они обеспечивали тормозной путь самолета 30-40 м. А для предотвращения сваливания самолета за борт при посадке, палубу оборудовали бортовыми сетями высотой 4 м, и носовой сетью высотой 3 м и шириной 18 м. Сама палуба имела деревянное, пропитанное огнестойким составом покрытие толщиной 50 мм. Каждый из двух лифтов должен был обеспечить подъем самолета из ангара на летную палубу за 15 секунд. Общее время взлета всей авиации с корабля, по расчетам, составило от 25 до 32 минут.

Авианосец малого водоизмещения вид с левого борта
Авианосец малого водоизмещения вид с левого борта

Для размещения орудийных башен, шлюпочных устройств и др. предусматривались бортовые спонсоны. Дымоходы от котлов выводились на правый борт, а шахты вентиляции находились на левом. Боевая рубка, посты управления как кораблем, так и авиагруппой располагались в семиярусной надстройке установленной на правом борту практически посередине корабля. Там же разместили и зенитные автоматы.

Авианосец малого водоизмещения в поперечных сечениях
Авианосец малого водоизмещения в поперечных сечениях

Вооружение малого авианосца

Энергетическая установка, состоявшая из двух турбозубчатых агрегатов полной мощностью по 55 000 л. с. при 290 об/мин, в перегрузку по 63 250 л. с. при 315 об/мин и шести главных паровых котлов производительностью по 106 т пара в час обеспечивала скорость хода 33,75 узла. Электроэнергию (постоянный ток напряжением 220 В) вырабатывали четыре турбо- и два дизель-генератора. Дальность плавания составляла 3800 миль(7000 км) при наибольшем запасе топлива в 2550 т.

Артиллерийское вооружение было представлено восемью 100-мм универсальными орудиями системы Б-34 со щитами, расположенными на четырех бортовых спонсонах (по два орудия на каждом). Их дополнили шестнадцатью 37-мм зенитными автоматами в четырехствольных башнях и двадцатью 12,7-мм пулеметами на тумбах, размещенных в оконечностях по бортам корабля также на спонсонах (по пять на каждом).

Авиагрупп должна была включить до 30 самолетов: 10 многоцелевых разведчиков-бомбардировщиков и 20 истребителей. В качестве первых намечались двухместные бипланы, вторых — одноместные монопланы с убирающимися шасси. Все самолеты должны были иметь складывающиеся крылья, тормоза и хвостовые крюки для посадки на аэрофинишеры.

Надо отдать должное сотрудникам ЦНИИ-45 работавшим над проектом. Они предусмотрели даже возможность постройки авианосца в Комсомольске-на Амуре на закрытых стапелях предназначенных для крейсеров проектов №68. При этом требовалось лишь некоторое дополнительное оборудование. При рассмотрении проекта в Управлении кораблестроения потребовали провести его доработку. Главными требованиями стали: повышении дальности плавания до 6000 миль; увеличить ширину летной палубы; довести число самолетов до 40-45; увеличить до 12 число 100-мм орудий (по три на каждом спонсоне); проработать вариант с восемью 130-мм универсальными двухорудийными установками.

На фоне союзников

К сожалению проект так и не был реализован. Именно об отсутствии малых авианосцев с сожалением писал в воспоминаниях о боевых действиях Советского флота в годы Великой Отечественной войны Н. Г. Кузнецов. Хотя подобное решение, переоборудовать легкий крейсер в авианосец, с успехом использовали в США. Тогда, в 1943 году, их флот пополнился девятью(!) авианосцами типа „Индепенденс”, при постройке которых использовали корпуса и механизмы легких крейсеров типа «Кливленд». При этом они практически соответствовали ТТХ проекта отечественного малого авианосца. Хотя для США это было на тот момент вынужденной мерой.

Авианосец типа „Индепенденс"  CVL-22
Авианосец типа „Индепенденс» CVL-22

Источник: А. В. Платонов «Несостоявшиеся «Авианосные» державы»
Журнал «Гангут» выпуск №3

Поделитесь. Вам не сложно, а мне приятно.
  •  
  • 1
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
    1
    Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *