Amiot 143 — французская бомбардировочная классика

Модель самолета Amiot 143

Франция всегда была законодательницей моды. Мода на одежду, литературу, стиль жизни да и многое другое. С развитием авиации модные пристрастия перекочевали и туда. По крайней мере они четко прослеживались среди французских авиастроительных фирм. В 30-х годах все бредили большими бомбардировщиками. И до такой степени конструкторы доходили в своих чаяньях, что презирали аэродинамику, создавая громоздкие и неуклюжие самолеты. Именно таким являлся Amiot 143.

Создание прототипов Amiot 140

Схема Amiot 143
Схема Amiot 143

Рождению Amiot 143 способствовало задание 1928 года на четырехместный многоцелевой самолет для бомбометания, разведки и сопровождения. На французском это звучало приблизительно так – «мултипляс де комба». Все самолеты участвовавшие в конкурсе мало отличались по неуклюжести. Но итогом стало то, что фирма «Авьонс Амио» получила заказ на два прототипа машины.

Работу над самолетами возглавил А. Дютартре. Самолет представлял собой моноплан с высокорасположенным крылом, однокилевым оперением и неубирающимся подкосным шасси. Как и его соперники, он имел угловатые
формы фюзеляжа и непропорционально толстое крыло. Предполагалось оборудовать самолет парой 18-цилиндровых W-образных моторов водяного охлаждения Лоррэн 18 Gad «Орион» по 700 л.с. Ещё до того, как хоть один из прототипов поднялся в воздух, в декабре 1930 года опытный Amiot 140-02 представили в Париже на авиасалоне. Правда вместо моторов стояли макеты.

Прототип Amiot 140-02 на авиасалоне в Париже
Прототип Amiot 140-02 на авиасалоне в Париже

Испытания прототипов Amiot

Прототип Amiot 140-01 впервые поднялся в воздух 12 апреля 1931 года. Вот только силовой установкой являлись 12- цилиндровые V-образные моторы водяного охлаждения Испано-Сюиза 12Nbr. Двигатели, на которые возлагали надежды, оказались не полностью доработанными. Совершив несколько демонстрационных полетов в Виллакублэ, машину вернули для внесения изменений.

Прототип Amiot 140-1 на испытании
Прототип Amiot 140-1 на испытании

Официальные испытания начались в конце мая 1932 года. Была выявлена неудовлетворительная работа шасси в целом, а также амортизаторов и тормозов. Для внесения изменений самолет опять вернули на завод. Это был октябрь 1932 года. Проведённые работы позволили сократить разбег на взлете примерно до 100 метров при полном весе более 5,9 т. На этом испытания завершили, а самолет Amiot 140-1 передали в летную часть.

Второй прототип начали переделывать ещё до полетов. На нем сразу применили все изменения опираясь на опыт испытаний Amiot 140-1. В дополнение его переделали под двигателя Испано-Сюиза 12 Ybrs с нагнетателями мощностью 650 л.с. Но вот в воздух опытный Amiot 140-2 так и не поднялся. Посчитали, что проводить его испытания не имеет смысла.

Доводка до серийного Amiot 143

Amiot 140 вполне удовлетворят всем требованиям многоцелевого самолета. И даже 23 ноября разместили заказ на производство 40 машин. Правда с оговоркой. Самолеты должны соответствовать повышенным требованиям. Теперь его позиционировали больше как «бомбардировщик-штурмовик-разведчик». Это заставляло инженеров повысить его летные данные. Но что бы достичь их А. Дютартре с командой предприняли коренную переделку конструкции.

Большим изменениям подвергли фюзеляж. Его нижнюю часть увеличили для свободного перемещения экипажа. Соединили проходом передние и задние отсеки, а также увеличили площадь остекления. Кабину пилотов закрыли прозрачным фонарем. К тому же увеличили экипаж до пяти человек. Три варианта модернизированного самолета предложили для рассмотрения. Их различия заключались лишь в моторах.

Amiot 142
Amiot 142

В итоге заказали один Amiot 142 с мотором Испано-Сюиза 12 Yers и два Amiot 143 с Гном- Рон 14 Kdrs/Kjrs «Мистраль Мажор». Причем один из последних должен был стать предсерийным. Но еще до начала испытаний французские ВВС сделали ставку Amiot 143 и заказ на 40 140-х переоформили.

Amiot 142 в конечном итоге построили и облетали. Но уже в 1935 году. Впоследствии он участвовал в авиационном параде в Шербуре. В дальнейшем его планировали использовать для модификации в новый самолет — Amiot 144. Он был в планах на разработку и должен был оборудоваться убирающимися шасси. Но задумки так и не были осуществлены.

Серийное строительство Amiot 143

Первые серийные
Первые серийные Amiot 143

Первые серийные самолеты вышли со сборочной линии в Виллакублэ в начале апреля 1935 года. Но назвать их современными уже было нельзя. С начала разработки и до первого серийного аппарата прошло 7 лет. И если взять темп прогресса в авиации того времени, то самолеты были скорее устаревшими. Франция явно теряла статус законодателя моды, по крайней мере в авиации.

Amiot 143 — французская бомбардировочная классика
Сравнение ЛТХ Amiot 143 с однокласниками других стран

К моменту, когда первый самолет после испытаний был принят на вооружение, темпы выпуска возросли до пяти самолетов в неделю. Заказ в 40 машин был завершён в декабре 1935 года. Но к этому времени уже получили новый — на 73 бомбардировщика. Потом последовал ещё один на 40, а в декабре 1936 года последний заказ на 25 машин. В общей сложности количество довели до 178 экземпляров.

Карьера Amiot 143 – короткая, но боевая

Звено Amiot 143 в полете
Звено Amiot 143 в полете

К 1939 году Amiot 143 начали потихоньку вытесняться более современными машинами такими как Bloch MB.131. В мае шли франко-польские переговоры о возможности отправки в Польшу в случае нападения Германии пяти групп Amiot 143 для ударов по аэродромам «люфтваффе» и бронированным колоннам вермахта. Однако, когда в сентябре на Польшу действительно напали, продвижение немцев оказалось столь быстрым, что подобные планы просто не успели реализовать.

Но несмотря на то, что он устарел по крайней мере на четыре года, Amiot 143 тем не менее являлся самым массовым бомбардировщиком французских ВВС, когда 3 сентября 1939 г. была объявлена война Германии.

С началом вторжения немецких войск во Францию боевые вылеты совершали в большинстве Amiot 143. В ночь с 10 на 11 мая они совершили несколько вылетов против аэродромов в Мюнхене, Бонне и Уиттлихе, а также ряда целей под Оля-Шапель. К 13 мая имелось только 24 боеспособных Amiot 143 в двух полках. За последующие несколько недель эти бомбардировщики сбросили (в основном по ночам) 153 600 кг бомб и потеряли за 197 самолето-вылетов всего четыре машины. Низкие потери демонстрировали единственное положительное качество устаревшего бомбардировщика «Амио» – его уникальную живучесть.

Боевой вылет Амио 143 Рисунок
Боевой вылет Амио 143 Рисунок

Крайне необычно, что после 10 месяцев боевых действий французские ВВС потеряли менее 50 Amiot 143, включая брошенные на аэродромах при отступлении. После перемирия 25 из них оказались в Северной Африке , а 52 – в неоккупированной зоне Франции. К маю 1941 года большую их часть перевели в транспорты. В Африке Amiot 143 продолжали выполнять транспортные задания. Они активно участвовали в Тунисской кампании до поражения войск «оси». В феврале 1944 г. их наконец поставили «на прикол», а затем списали. Так закончилась карьера прекрасного образца «авиаархитектуры» Франции того времени.

Источник: Владимир Котельников «Самолеты Франции»

Поделитесь. Вам не сложно, а мне приятно.
  •  
  • 2
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
    2
    Поделились

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *