Танк Гроте или ТГ — средний танк СССР

Модель танка ТГ

Правительство СССР в конце 20-х годов прошлого столетия пришло к выводу, что развитие собственного танкостроения невозможно без помощи зарубежных специалистов. Именно по этой причине в Казане была создана «советско-германская танковая школа». На её полигоне испытывались некоторые опытные танки Германии, в т.ч. и Leichttraktor или VK 31. Но этим руководство не ограничилось. Было принято решение пригласить для помощи ещё и заграничных специалистов.

Начало работ над ТГ

В марте 1930 года, для создания мощного среднего танка, в Союз прибыла группа инженеров во главе с Эдвардом Гроте. Всю его работу держал под контролем Технический отдел ОГПУ, а для проектирования и постройки машины сформировали КБ АВО-5 на заводе «Большевик». В бюро, кроме немецких специалистов, вошли и молодые советские инженеры. Причем многим из них суждено было стать известными разработчиками отечественной бронетехники.

Схема опытного танка Танка Гроте (вид сбоку и сверху)
Схема опытного танка ТГ (вид сбоку и сверху)

Согласно технического задания маневренно-позиционный танк должен соответствовать следующим характеристикам: вес не выше 30 тонн; максимальная скорость 32-40 км/ч; толщина брони не меньше 20 мм; вооружение две пушки –76,2-мм и 37-мм, и пять пулеметов. К середине апреля началось рассмотрение эскизных проектов. Именно проектов, так как Гроте представил их как минимум четыре. Комиссии потребовалось почти неделя для принятия решения. Был принят второй вариант с небольшими изменениями.

Схема опытного танка ТГ (вид спереди и сзади)
Схема опытного танка ТГ (вид спереди и сзади)

Описание опытного ТГ

Танк Гроте имел однобашенную сварную конструкцию кузова с расположением вооружения в три яруса. В первом, в корпусе, размещались два пулемета ДТ в шаровых установках и имевшие ограниченный угол обстрела. В подбашенной коробке устанавливалось основное орудие 76,2-мм конструкции Гроте-Сячентова ПС-19 и три 7,62-мм пулемета «Максим». Это вооружение составляло второй ярус. И наконец третий ярус включал в себя 37-мм пушку ПС-1 во вращающейся на подбашенной коробке башне. Причем пушка имела довольно хорошие углы вертикальной наводки – от -12° до +30°.

Опытный танк ТГ
Опытный танк ТГ

Лобовая броня в ответственных местах достигала 44 мм. Тогда как в бортах она доходила до 20-24 мм. При этом, по некоторым источникам, кузов являлся водо и газонепроницаем. Ходовая часть ТГ состояла из пяти больших катков, четырёх поддерживающих катков среднего и двух малого диаметра с каждого борта. Причем опорные катки одетые в каучуковые полупневматические шины типа «Эластик» обеспечивали танку мягкий ход. Мелкозвенчатая гусеница изготавливалась из штампованных деталей и имела цепное сцепление по бокам.

В качестве двигателя планировали использовать двигатель Э. Гроте. Только вот к моменту завершения работ над машиной он не был готов. По причине этого решили использовать авиационный мотор М-6 с ограниченной до 250 л.с. мощностью. Шестиступенчатая КПП состояла из двух редукторов. Больший из них переключал 1, 2, 3-ю скорости, а малый – 4, 5, 6-ю. Это имело как недостатки, так и достоинства. При переходе с 3-й на 4-ю передачи приходилось останавливать танк. Зато благодаря реверсу Танк Гроте мог двигаться вперед и назад с одинаковой скоростью. Новинкой стала и пневматическая система управления фрикционами и тормозами, изготовленная по патенту Гроте.

Испытания мощного среднего танка Гроте

ТГ на испытаниях
ТГ на испытаниях

Испытания танка начались в конце июня 1931 года. ТГ на них смог достичь максимальной скорости 34 км/ч. Вместе с этим отметили его неплохую проходимость и маневренность. При этом ход танка был довольно плавный. Пневмоприводы позволили сделать процесс управления 17-ти тонным танком необычайно легким. Но на этом видимо положительные отзывы закончились.

ТГ на испытаниях
ТГ на испытаниях

В первую очередь отмечались многочисленные конструктивные недоработки. К ним относились малые размеры боевого отделения делавшие невозможным одновременную стрельбу 76,2-мм орудия и рубочного пулемета. Отмечался перегрев КПП из-за размещения в одном картере с фрикционами. Гусеницы, на мягкой и вязкой почве, имели недостаточную эффективность ввиду малой высоты гребней.

Выводы комиссии

Специальная комиссия, созданная в октябре 1931 года, тщательно изучила как сам танк, так и отчеты с испытаний. Сразу возник вопрос о несоответствии конструкции Танка Гроте заданию. Главное 76,2-мм орудие должно было иметь способность кругового вращения. В ходе разбирательств установили, что из-за отсутствия необходимого оборудования и опыта башенный погон нижней башни оказался деформированным. Для проведения испытаний руководство АВО-5 решило приварить башню намертво.

ТГ на испытаниях
ТГ на испытаниях

Решение комиссии было однозначным:

«Считать, что танк ТГ в данном виде является чисто экспериментальным
типом танка, на котором должны быть опробованы в работе все механизмы, представляющие практический интерес».

Также комиссия отметила неимоверно высокую стоимость машины — 1,5 млн. рублей, когда БТ-2 стоил порядка 60 тыс. рублей. Это тоже повлияло на отказ от серийного производства. С другой стороны ни могли не отметить множество талантливых технических идей инженера Гроте, впервые примененных в танкостроении. Да и советские специалисты получили важный опыт по строительству такой сложной техники.

Танк Гроте Рисунок
Танк Гроте Рисунок

Как результат, все работы над ТГ были прекращены. От услуг Э. Гроте также отказались и он в августе 1933 года покинул СССР выехав в Германию. Сам танк в начале 1934 года перевезли в Кубинку. Были, правда, планы использовать его в парадах. Но руководство, и в первую очередь К. Ворошилов, не одобрил такого рода использования столь секретной машины.

ТГ с частично снятым вооружением
ТГ с частично снятым вооружением

На основании ТГ и с учетом опыта работы над ним в 1932 году построили новый многобашенный танк прорыва Т-35. Сам же танк Гроте до конца войны не дожил. По некоторым мнениям его переплавили.

Если кого-то заинтересует изготовление масштабной бумажной модели Танка Гроте, то выкройки и инструкции можно скачать здесь.

Источник: Михаил Свирин «Танки Сталинской эпохи»

Поделитесь. Вам не сложно, а мне приятно.
  •  
  • 2
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
    2
    Поделились

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *