Leichttraktor от Rheinmetall или VK 31

VK.31

Первая мировая война стала толчком к развитию бронетанковой техники. А её окончание и сокращение финансирования танкостроительной промышленности лишь немного замедлило её развитие. Даже в Германии, как проигравшей стороне лишившейся всех танков и с запретом на их производство, не оставляла попыток их разработки. Первые попытки были предприняты ещё в 1925 году на фирме «Krupp». Там велись проектные работы над машиной с обозначением Großtraktor. Но уже серьезные шаги по созданию легкого танка предприняли в 1928 году. К работам подключились ещё две фирмы — «Daimler-Benz» и «Rheinmetall». Их целью стало создание танка с индексом Kleintraktor (малый трактор). Правда позже обозначение сменили на Leichttraktor (легкий трактор) или сокращенно L.Tr.

Проект Leichttraktor от Rheinmetall

9 июля 1928 года утвердили спецификацию к «Легкому трактору». Согласно ей танк должен размещаться на шасси L.Tr. Все работы по проекту возглавил Генрих Ромберг.

Leichttraktor от Rheinmetall или VK 31
Шасси L.Tr. от Rheinmetall , май 1930 года.

Leichttraktor Rheinmetall (в последствии просто Rh.L.Tr.) имел компоновку с расположением двигателя в носовой части корпуса и трансмиссией в корме. Танк имел блокированную подвеску: по четыре опорных катка попарно блокировались в тележку, имевшую упругий элемент в виде листовых рессор. На борт приходилось три тележки по четыре 210-мм катка.

Leichttraktor от Rheinmetall или VK 31
Чертеж Rh.L.Tr.

Подбашенная коробка имела индивидуальные люки для радиста и механика-водителя в крыше отделения управления. Имелся и овольно удобный люк в корме. Сверху установили башню кругового вращения с пушкой калибра 37 мм. Причем башня является копией со шведского танка Landsverk L-10.

Leichttraktor от Rheinmetall или VK 31
Легкий танк Rheinmetall

По подобной схеме на «Rheinmetall» создали истребитель танков Rh.L.Tr.Sfl. (Rheinmetall Leichttraktor Selbstfahrlafette). Основным отличием стала башня несколько меньших размеров и не имеющая перископических смотровых приборов. Из экипажа исключили радиста, тем самым сократив его до трех человек. В таком виде машина использовалась в качестве испытательной лаборатории. Её испытания проводились на полигоне в Куммерсдорфе, в ходе которых САУ прошла 1277 км.

Leichttraktor от Rheinmetall или VK 31
Истребитель танков Rh.L.Tr.Sfl.

Испытания Leichttraktor

Первое шасси было готово в январе 1930 года, а окончательно танки были построены в мае того же года. Они получили номера 39 и 40, а также документальное обозначение VK 31 (нем. Versuchskonstruktion — Экспериментальная конструкция). К 4-му июня обе машины прибыли на полигон. Вот только это был полигон «Теко» — созданный в Казани специальной Технической Комиссией по обмену научно-технической информацией в
области танкостроения. Договор о «советско-германской танковой школе» был подписан в Москве ещё в декабре 1926 года.

Leichttraktor от Rheinmetall или VK 31
Rh.L.Tr. на испытаниях в СССР

Здесь, уже при первых выездах стали наблюдаться проблемы с перегревом мотора. Для её решения сняли защитный кожух лобовой плиты. Охлаждение улучшилось, но выявилась вторая загвоздка. Расход топлива на 100 км составлял 400 литров. Причиной стало частая работа двигателя на 4/5 мощности даже при движении на ровной местности. А это уже переходило к претензиям по работе коробки передач.

Leichttraktor от Rheinmetall или VK 31
Легкий танк Rheinmetall с открытыми люками

Машины показали себя несколько «сырыми» и требовали множество доработок. Но единственное, к чему не было нареканий, стала подвеска. В остальном переработке подверглась компоновочная схема трансмиссии, её перенесли вперед. Добавили второй вентилятор для охлаждения двигателя и установили новую КПП. Все работы закончили к началу 1931 года.

Leichttraktor от Rheinmetall или VK 31

Использовавшаяся в Rh.L.Tr 37-м пушка оказалась довольно удачной. Единственным недостатком военные посчитали горизонтальный клиновой затвор и предложили сделать его вертикальным. Спаренный пулемет Dreyse M 14/18 оказался хорошим оружием, но водяное охлаждение и барабанный механизм делали его слишком громоздким для танка.

Leichttraktor от Rheinmetall или VK 31
Rh.L.Tr к концу испытаний 1932 г.

Общий километраж танков к моменту возвращения в Германию в 1933 году составил: №39 – 1865 км; №40 – 1735 км. Вместе с этим значительно изменился и их внешний вид. Топливные баки перенесли на надгусеничные полки, в корме появился воздухозаборник.

Rh.L.Tr. как носитель технологий

Leichttraktor от Rheinmetall или VK 31
Rh.L.Tr №39 с новой подвеской

К тому времени уже назревал вопрос о замене рессорной подвески на свечную с увеличением опорных катков. Что в конечном итоге и сделали. Подвеску протестировали на Rh.L.Tr №39, а позже её применяли на некоторых средних танках. Но даже это не повлияло на судьбу Leichttraktor. Его конструкция просто исчерпала все возможности и дальнейшее её развитие не имело смысла.

В ходе экспериментов и испытаний однозначно было признано, что требовалось перенести мотор назад. К тому же не годилась и башня, уж слишком она тесная для трех членов экипажа. Мощность силовой установки тоже требовала улучшения. Да все итоги испытаний скорее говорили как не надо делать легкие танки.

Leichttraktor от Rheinmetall или VK 31
ТТХ Rh.L.Tr

Однако не стоит принижать и пользу машин. И не только для танкостроения Германии. Испытывавшиеся в СССР Leichttraktor дал возможность советским специалистам изучить новые технологии. В их число входил и С.А. Гинзбург, позже внесший ряд немецких наработок при производстве Т-26. Даже советская 45-мм пушка была сконструирована на основании 37-мм пушки Rheinmetall. И это не полный список.

Leichttraktor от Rheinmetall или VK 31

Свою порцию выгоды получила и Швеция. Танкостроительная фирма Landsverk до конца 1930-х находилась под контролем GHH(германский металлургический и машиностроительный концерн). По этим причинам первые шведские танки и получили улучшенную версию башни Leichttraktor.

Источник: Юрий Пашолок «Ступенька перед Pz.Kpfw.III»

Если кого-то заинтересует изготовление масштабной бумажной модели Rh.L.Tr, то выкройки и инструкции можно скачать здесь.

Поделитесь. Вам не сложно, а мне приятно.
  •  
  • 2
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
    2
    Поделились

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *