Ш-218 — проект штурмовика С. М. Алексеева

Ш-218

По своей сути этот проект сильно похож на БШ-МВ о котором я уже писал на сайте. Но исходя из даты, когда его предъявили к рассмотрению, это скорее только сходство схем. Марте 1948 года Семен Михайлович Алексеев, будучи главным конструктором ОКБ-21, представил эскизный проект бронированного двухместного штурмовика И-218(Ш-218). Самолет был выполнен по достаточно консервативной схеме — двухбалочной.

Схема Ш-218
Схема Ш-218

Описание проекта Ш-218 Алексеева

Крылу придали стреловидность в 16°, но только по передней кромке, задняя была прямой. Управление рулями и элеронами осуществлялось посредством обособленных систем — правой и левой. Это довало возможность при повреждении или отказе одной из них сохранить управление самолетом. Кабина пилота вынесена на переднюю часть фюзеляжа, что обеспечивало отличный обзор вперед-вниз . Наличие к этому времени хорошо отработанных катапультных сидений снимало проблему безопасного покидания машины летчиком.

Схема обзора Ш-218
Схема обзора Ш-218

Двигатель планировалось установить Х-образной схемы М-251 с редуктором под соосные винты противовращения мощностью более 2000 л.с. с толкающим винтом. Хотя с двигателем выходят какие то нестыковки. По другим данным должен стоять М-250, работы по которому прекратили ещё в 1946 году, после выпуска 10 пробных экземпляров.Но не суть. М-251 является дальнейшим развитием М-250.

Схема Х-образного мотора М-251
Схема Х-образного мотора М-251

Курсовое вооружение располагалась в носке фюзеляжа под кабиной пилота и имело возможность наклона вниз до 25°. Оно состояло из четырех НР-23 по 150 снарядов на ствол, либо двух Н-37 по 40 снарядов или Н-57 по 30 снарядов. Наступательное вооружение также включало по три реактивный орудия ОРО-132 (однозарядное реактивное орудие) в носовой части каждой из фюзеляжных балок. В бомбовом отсеке размещались 6 по 100 кг бомб или более мелкие. А на наружной подвеске под фюзеляжем можно найти место для бомбы или торпеды до 1500 кг. Ш-218 отличался от БШ-МВ двумя дистанционно управляемыми турелями с пушками 20-мм калибра с боезапасом 240 снарядов. Они устанавливались по наружным бортам балок. Это обеспечивало обороноспособность самолета, хотя оставались некоторые вопросы в части его эксплуатации.

ТТХ проектов самолетов
ТТХ проектов самолетов

Заключение комиссии по проекту

Председатель НТК ВВС Б.Н. Пономарев считал, что строить Ш-218 Алексеева нецелесообразно в связи с тем, что летные данные его были хуже, чем у Ил-10 (см. колонку 5 и 6 таблицы 2). Зато по стрелково-пушечному и ракетному вооружению, а также по дальности полета Ш-218 превосходил Ил-10. Следовало ожидать, что скороподъемность у него тоже будет лучше. Самолет не включили в план опытного строительства на 1949 г. Макет был построен, но в связи с ликвидацией ОКБ-21 работы по самолету прекратились.

Макет Ш-218
Макет Ш-218

С. М. Алексеев спроектировал также бронированный штурмовик Ш-218-III с еще более экзотической компоновкой, где предусматривалось размещение мотора в хвостовой части обычного фюзеляжа, а толкающего винта — за хвостовым оперением. Известно, что подобная схема практического применения не нашла из-за невозможности обеспечить безопасность при посадке на больших углах атаки и при наземной эксплуатации.

Модификации самолетов Ш-218(Сверху-вниз: Ш-218-I;  Ш-218-IB;  Ш-218-II;  Ш-218-III)
Модификации самолетов Ш-218(Сверху-вниз: Ш-218-I; Ш-218-IB; Ш-218-II; Ш-218-III)

Но все последующие модификации не смогли убедить командование ВВС в новых возможностях самолетов.

ТТХ И-218

Источник: Лев Берне «Возвращение Алексеева» Шавров В.Б. «История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 г.»

Поделитесь. Вам не сложно, а мне приятно.
  •  
  • 2
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
    2
    Поделились

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *