Fiat CR.20 — не восхитительный, зато востребованный

Fiat CR.20

Истребители Fiat CR.20 стали в начале 30-х годов одними из самых распространенных в Regia Aeronautica (ВВС Италии). Ну а для конструктора Челестино Розателли, он стал второй машиной, но получившей большую известность чем CR.1. К тому же CR.20 дал толчок развитию целой серии успешных боевых самолетов-полуторапланов — CR.30; CR.32; CR.42.

Конструкция Fiat CR.20

Схема Fiat CR.20
Схема Fiat CR.20

По своей конструкции самолет был цельнометаллическим, что являлось редкостью для того времени. Верхнее крыло имело размах больше, чем нижнее. К тому же плоскости по форме были квадратными с довольно тонким профилем. Ещё одним отличием бипланной коробки стало отсутствие классических стоек и расчалок. Их заменили наклонные раскосы из каплевидного сечения труб. Вся конструкция машины обтягивалась полотном, за исключением передней части фюзеляжа. Она до кабины пилота обшивалась дюралевым листом.

На истребители Розателли шасси сделали неубирающимся с хвостовым костылем. Силовой установкой для первых самолетов служил двигатель Fiat А.20 мощностью в 400 л.с. Это был V-образный 12-цилиндровый мотор водяного охлаждения. В качестве вооружения применили два 7,7-мм синхронных пулемета «Виккерс». Как дополнение к ним предполагалось устанавливать два французских «Дарна» по бортам фюзеляжа.

Fiat CR.20 на авиавыставке в Париже
Fiat CR.20 на авиавыставке в Париже

Свой первый полет Fiat CR.20 совершил в 1926 году, а в конце сентября он проходил официальные испытания в Монтечелло. На них самолет показал отличную управляемость выполняя фигуры пилотажа без труда. Максимальная скорость, которую он достиг у земли, составила 280 км/ч. Уже в 1927 году CR.20 запустили в серию. А к началу 1930 года истребитель стал основным в военной авиации Италии.

Линейка Fiat CR.20
Линейка Fiat CR.20

Модификации Fiat CR.20

Останавливаться на достигнутом Челестино Розателли не стал. Взяв за базовую модель CR.20 он создал несколько его модификаций. Так одновременно с запуском в серию первых истребителей, появился его учебный двухместный вариант CR.20В. «В» в обозначении указывала на «Biposto» — «Двухместный». Машина при этом потяжелела, и при этом же двигателе стал более медленным. Скорость полета не превышала 250 км/ч. Для обучения полетам само то.

Fiat CR.20В во время учебного полета
Fiat CR.20В во время учебного полета

Конечно же не были забыты и морские силы. Для них в 1928 году начали выпускать CR.20 с поплавковым шасси. Вместо колес к самолету системой стоек и растяжек крепились два больших поплавка. Но здесь к увеличению массы, как в случае с учебным, ещё добавилось и лобовое сопротивление. В результате самолет кроме скорости потерял и нормальную управляемость. Фигуры высшего пилотажа гидроистребителю, получившему обозначение CR.20Idro, были просто противопоказаны.

CR.20Idro
CR.20Idro

Буквально следом, в 1929 году, в воздух поднялся новый CR.20. Он получил обозначение bis вместе с уменьшением площади крыла и рядом других доработок(амортизаторы и тормоза на шасси). Разработчики надеялись, что все это приведет к увеличению максимальной скорости. Но они ошиблись, чуда не произошло. А самолет, тем не менее пошёл в серию.

CR.20bis в полете
CR.20Asso в полете

В попытке увеличить скорость полета на CR.20bis установили новый двигатель. Им стал A.25AQ мощностью 425 л.с. Но и это к каким-то заметным изменениям в летных характеристиках не привело. А самолет с обозначением CR.20AQ пошёл в серийное производство.

Fiat CR.20 — не восхитительный, зато востребованный
ЛТХ Fiat CR.20

Есть ещё одна модификация CR.20 появившаяся в 1932 году. Правда Розателли к ней не имеет никакого отношения. На фирме «Аэронаутика Габардини», изготовлявшая серийные самолеты этой модели, создали свой вариант — CR.20Asso. Там на серийный истребитель установили двигатель «Изотта-Фраскини» модель «Ассо Каччиа» мощностью 450 л.с. Вот только с ростом мощности увеличивался и вес самолета. В результате скорость осталась на прежнем уровне — 250 км/ч.

Служба и применение CR.20

CR.20 из состава 84 эскадрильи Regia Aeronautica
CR.20 из состава 84 эскадрильи Regia Aeronautica

В частях Regia Aeronautica CR.20 и его модификации составляли основу парка почти 10 лет. Лишь в середине 1930-х годов началась их замена на теперь уже знаменитый CR.32. Как видно из названия их родителем является тот же Розателли. А вот в качестве учебных машин в летных школах CR.20 применяли вплоть до 1938-1939 годов.

Но использованием только в собственных боевых частях этого истребителя итальянцы не ограничились. Уже в 1928 году 15 CR.20 поступили в литовские воздушные силы. Прибалтийским пилотам машина пришлась по вкусу. Им нравилась и управляемость, и маневренность машины. Наверно только по этому их списали уже в конце 1940 года, после присоединения к СССР.

Литовский Fiat CR.20 на лыжном шасси
Литовский Fiat CR.20 на лыжном шасси

Венгрия в 1930-1931 годах тоже приобрела вначале по одному CR.20 и CR.20B, а позже еще 12 самолетов CR.20 и CR.20bis. Простояв на вооружении венгерских ВВС до 1936 года все были переведены в учебные части.

Австрия также в 1931-1933 годах занялась восстановлением своих ВВС. Для этой цели в Италии закупили снятые с вооружения 32 CR.20bis и CR.20AQ, и 4 учебных CR.20B. В 1938 году, все уцелевшие и довольно устаревшие истребители, вошли в состав Люфтваффе в качестве учебных. Этому посодействовало присоединение Австрии к Германии.

CR.20bis в одной из школ Люфтваффе
CR.20bis в одной из школ Люфтваффе

Но вот принять участие в боевых действиях CR.20 пришлось далеко от родины. В Южной Америке в 1933 году назревал военный конфликт между Боливией и Парагваем. Последний, для усиления своих ВВС закупил пять (по другим данным семь) истребителей CR.20bis. Все они вошли в эскадрилью «Los Indos», что означало «Индейцы». И хотя боевые действия шли не очень интенсивно, Фиаты записали одну победу себе на счет. Но при этом была и одна потеря, во время боя с превосходящими силами противника. А так в основном их теряли из-за аварий. Последний парагвайский CR.20bis списали и пустили на слом в 1937 году.

Парагвайский CR.20bis
Парагвайский CR.20bis

CR.20 в НИИ ВВС СССР

В СССР к этому самолету стали проявлять интерес еще в 1926 году. К 27 году два истребителя поставили в план на импортные закупки. По договору с итальянской стороной оба самолета построили весной 1928 года, облетали и отправили разобранными морем в Одессу к концу мая. После сборки оба CR.20 поступили на государственные испытания в НИИ ВВС. Случилось это в июле.

Полеты проводили летчики Козлов, Кудрявцев и Споратов. Опираясь на их оценку истребителя и данные, полученные в НИИ ВВС картина выходила неприятная. Заявленные характеристики производителем не подтвердились. Для сравнения проведены воздушные бои, в которых отечественный И-4(АНТ-25) выигрывал во всем, кроме скорости. Да что говорить, даже тренировочный П-2 с мотором в 300 л.с. превосходил «Фиат» в маневренности.

Критике подвергли и обзор с кабины пилота, и неудобство расположения приборов в кабине, и сложность раскапотирования мотора. Способ запуска двигателя признали дедовским. Принудительного впрыска топлива в цилиндры не было, и приходилось его заливать в выхлопные патрубки. А это часто становилось причиной возгораний из-за пролитого горючего.

Но нет худа без добра. Были отмечены и положительные качества CR.20: плавное выполнение фигур пилотажа, устойчивость на виражах, простота управления при взлете и посадке. Правда это не помогло ему стать основным боевым самолетом Красной армии. Из отчета НИИ ВВС следует: «Современным истребителем самолет признан быть не может».

В итоге, после испытаний, самолеты поступили в 17-ю истребительную эскадрилью 15-й авиационной бригады, которая базировалась в Брянске. Там они и прослужили до середины 1931 года.

Источники: В.Р. Котельников. Как итальянский истребитель чуть не попал в ВВС РККА JONATHAN W. THOMPSON «ITALIAN CIVIL AND MILITARY AIRCRAFT 1930-1945»

Поделитесь. Вам не сложно, а мне приятно.
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *