На пути к «Мрие». Истребитель Антонова «М» (Маша)

Маша

По окончанию войны, в 1946-47 гг, многие советские ОКБ занимались разработками самолетов опираясь на опыт немецких конструкторов. В ход пошли их разработки и проекты, ставшие доступными в качестве трофеев. Не отставало от других и ОКБ-153 под непосредственным
руководством О.К.Антонова. Несмотря на гражданскую и транспортную направленность бюро, в 1947 году в инициативном порядке разработало
проект легкого истребителя-перехватчика. Впоследствии он получил обозначение «М» или ласкательно «Маша».

Первый вариант схемы истребителя "М". 1947 г
Первый вариант схемы истребителя «М». 1947 г.

Начало работ

Нельзя сказать, что в ОКБ подражали иностранным образцам. Конструкторский коллектив Антонова лишь использовал опыт, а весь облик самолета стал только их достоянием.

Самолет-истребитель «М» проектировали по схеме бесхвостка с двумя турбореактивными двигателями РД-10 тягой по 900 кг и шасси с носовой опорой. Среднерасположенное трапециевидное
крыло со стреловидностью 60° по передней кромке имело предкрылки по всему размаху и плавающие концевые элероны. Путевую устойчивость и управляемость обеспечивало вертикальное оперение разнесенное по концам крыла. Четыре 23-мм пушки (или две 23-мм и две 37-мм), установленные в носовой и подкрыльевых частях фюзеляжа, обеспечивали высокую огневую мощь истребителя.

Последний вариант схемы истребителя "М". 1948 г
Последний вариант схемы истребителя «М». 1948 г

Завершающий проект

Однако, с появлением нового мощного двигателя с центробежным
компрессором РД-45 с тягой 2275 кгс (лицензионный вариант «Роллс-Ройс» RB.41 «Нин») проект пришлось переработать. Ведь такой большой двигатель мог расположиться только в фюзеляже. При этом изменилась схема крыла, а размах и площадь
крыла увеличились.

Уже в таком виде аэродинамическая модель истребителя
«М» продувалась в ЦАГИ. Именно после этого в Новосибирск (именно там находилось ОКБ-153) из Москвы ушла зашифрованная телеграмма: «Маша ходит нормально»…

Планер-макет Э-153
Планер-макет Э-153

Для большей убедительности в летных возможностях будущего истребителя авиамоделисты Ю.Захаров и Н.Трунченков построили его летающий планер-модель в масштабе 1:10. Полеты признали вполне удовлетворительными. Но антоновцев это не успокоило. Они решили построить планер-макет в натуральную величину. Он получил обозначение Э-153 (по номеру завода в Новосибирске).

Схема Э-153
Схема Э-153

И хотя материалом планера являлось дерево, он оснащался необходимым приборным оборудованием и имел сбрасываемую после взлета за буксировщиком тележку шасси. Для посадки использовали выполненную заодно с фюзеляжем лыжу.

В июле 1948 года планер готовили к полетам. Летчиком-испытателем был назначен Марк Галлай. Вот только взлететь ему было не суждено. В это же время, согласно приказу МАП, все работы по Э-153 были прекращены.

Модель-планер Э-153. Рисунок
Модель-планер Э-153. Рисунок

Итоги работ

Понятно, что большую роль в закрытии проекта сыграли уже появившиеся реактивные МиГи, Яки и Лавочкины. И конечно, бороться с такими конкурентами, заработавшими славу в строительстве боевой авиации, Антонову было не по силам. Хотя расчетные данные его «Маши» были неплохими. Максимальная скорость самолета могла достигнуть 950 км/ч, для подъема на высоту 5000 метров уходило 5 минут. При этом дальность его полета на высоте 8000 метров получалась не меньше 620 км, а практический потолок — 10 000 метров.

Как говорится: — Все необычное внушает недоверие. К сожалению, как случалось не раз, интересный проект, явно опередивший свое время, так и остался на бумаге.

Источник: В.Заярин, К.Удалов «Перехватчики О.К.Антонова».

Поделитесь. Вам не сложно, а мне приятно.
  •  
  • 2
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
    2
    Поделились

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *