Saro S.36 Lеrwiсk — ещё один неудачник

Saro A-36

К концу 30-х годов становилось очевидным, что война неизбежна. В Королевском воздушном флоте Великобритании планировалось быстрое переоснащение. Это привело к появлению ряда новых конструкций самолетов. Многие из них так и не сошли «с чертежной доски», а другие потерпели неудачу в конкурсном отборе. Но каждый из них успел оставить свой след в истории авиации. Saro S.36 Lеrwiсk стал одним из тех неудачников.

Проектирование летающей лодки

Спецификация R.1/36 предусматривала создание летающей лодки-моноплана для замены бипланов Saro London и Supermarine Stranraer которые были на вооружении. Её опубликовали 2 марта 1936 г. Согласно документу, цельнометаллический самолет должен иметь два мотора, максимальную взлетную массу 11 350 кг и экипаж из 6 человек. В качестве оборонительного вооружения предлагалось три механизированные турели. Бомбовая нагрузка должна быть не менее 2000 фунтов (907 кг).

Схема Saro S-36 Lеrwiсk
Схема Saro S-36 Lеrwiсk

Разработанный под руководством Г. Ноулера «Lеrwiсk» отличался довольно высоким фюзеляжем. Такая конструкция позволяла поднять крыло с двигателями на безопасное расстояние от воды. Как и требовалось, были установлены три оборонительные башни. Причем носовая сдвигалась внутрь фюзеляжа, освобождая площадку для швартовых работ. Бомбоотсеки оборудовали в мотогондолах, отказавшись от наружной подвески бомб. Тем самым улучшили аэродинамику.

Ещё в начале проектных работ, при выборе силовой установке, остановились на 12-цилиндровых моторах жидкостного охлаждения Rolls-Royce Vulture. Его разработчики обещали расчётную мощность 1780 л.с. К счастью, конструктор вовремя понял не состоятельность этого мотора. Уже в ходе работ их заменили на 14-цилиндровые моторы воздушного охлаждения Bristol Hercules. На тот момент (1937 г.) они являлись самыми мощными в мире — 1290 л. с.

Сборка Saro S-36 Lеrwiсk
Сборка Saro S-36 Lеrwiсk

Строительство и испытания Saro S.36

В апреле 1937 года был заключен контракт на производство десяти самолетов S.36. Но уже в июне 1937 года его расширили до двадцати одного, из которых первые три (L7248-L7250) должны были служить прототипами. Первый из них, Lerwick L7248, завершили к октябрю 1938 года. В воздух его поднял пилот Фрэнк Кортни в ноябре. Первый полет выявил довольно много недоработок. Самолет имел неустойчивость в крене и рыскал на крейсерских скоростях. К тому же отмечались плохие водные характеристики. При взлете, на определенной скорости, самолет начинал подпрыгивать на воде.

Lerwick L7248
Lerwick L7248

Доработки первых прототипов велись до марта месяца. Только 14 марта 1939 года L7248 был доставлен для полного испытания на военной базе. Неисправности опять дали о себе знать и самолет отправили на завод. Его место занял второй прототип. Но и его ждала неудача. При спуске на воду носовую башню не закрепили должным образом Lerwick L7249 наполнился водой. Конечно его подняли и восстановили, но использовали уже как статическую модель.

Работы по доводке прототипа затянулись до января 1940 года. За это время ему несколько раз меняли размеры и конструкцию хвостового оперения. Дошли даже до вспомогательных килей. При этом все это тестировалось в полете. В конце концов остановились на увеличенном киле плюс увеличенный руль направления. В таком виде оперения характеристики несколько улучшились и их признали приемлемыми.

Saro S.36 Lеrwiсk L7250 и L7249 на заводе в Ист-Коузе.
Saro S.36 Lеrwiсk L7250 и L7249 на заводе в Ист-Коузе.

Применение в войсках

В войсках хронически не хватало патрульных летающих лодок. По этой причине уже летом 1939 года четыре построенных Lеrwiсk направились в эскадрилью № 240. Да, не смотря на то, что прототипы ещё дорабатывались. Вот только уже к октябрю 1939 года накопились жалобы пилотов, в которых говорилось:

S. 36 был опасен при взлете, его дальность действия недостаточна, а летные характеристики сложные и неприятные.

Применение S.36 в войсках приостановили, а четыре их экземпляра отправили на завод. В это время судьба летающей лодки висела на волоске. Благо, представленный прототип L7248 после большого количества доводок показал сносные характеристики. Приемная комиссия в феврале 1940 года заключила: двадцать один Lеrwiсk должны быть построены.

Saro S.36 Lеrwiсk на плаву
Saro S.36 Lеrwiсk на плаву

Правда полезным он был признан с большой осторожностью. Но в войска поступать он начал. На протяжении всей служебной карьеры летающей лодки жалобы не прекращались. Пилоты признали, что полет на одном моторе просто невозможен. Створки бомбоотсеков самопроизвольно открывались в полете. Служба самолета больше походила на постоянную доводку.

И все же, в перерывах между ремонтами, Saro S.36 пытались выполнять поставленные задачи по патрулированию. Даже была зафиксирована одна попытка атаки подлодки противника. 25 марта 1940 г. патрульный Lеrwiсk сбросил бомбы на вражескую подлодку. Правда видимых результатов он так и не добился. А уже 29 апреля 1941 года эти самолеты совершили последний боевой вылет.

Saro S.36 Lеrwiсk в полете
Saro S.36 Lеrwiсk в полете

Конец службы Saro S.36 Lеrwiсk и итоги

Весной 1941 года S.36 вывели из боевых частей. К этому времени были потеряны 8 самолетов. Оставшиеся передали в учебные части. Позже, летом 1942 года семь машин передали Канаде для тренировочных полетов. Там они эксплуатировались до ноября 1942 года, а затем списали.

S.36
S.36

В итоге летающая лодка Saro S.36 Lеrwiсk стала ещё одним неудачным самолетом, пошедшим в серийное строительство «с чертежной доски». Несмотря на передовые технологии он обладал отвратительным поведением как на воде, так и в воздухе. И не случайно его служба оказалась такой короткой, всего три года. Стоит также отметить, что на основе спецификации R.1/36 строилась ещё одна опытная летающая лодка — Blackburn B-20. Довольно любопытной конструкции.

ЛТХ Saro S.36 Lеrwiсk
ЛТХ Saro S.36 Lеrwiсk
Text.ru - 100.00%

Источник: Peter London. Saunders and Saro aircraft since 1917

Поделитесь. Вам не сложно, а мне приятно.
  •  
  • 3
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
    3
    Поделились

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *