Унифицированные катера проекта 200

од-200

В 1942 году, филиалом ЦКБ-32 при заводе №640 в поселке Сосновка, разрабатывался проект унифицированного катера, получивший обозначение 200. Руководителем группы являлся конструктор Л. Л. Ермаш, и уже к концу года, а точнее 7 ноября 1942, проект 200 был утвержден Наркоматами ВМФ и судостроительной промышленности. Особенностью катера являлась то, что его строительство ориентировалось на реальные возможности советской индустрии военного времени.

Схема торпедного катера ТМ-200
Схема торпедного катера ТМ-200

Серийные суда планировали строить в четырех вариантах: малый охотник — ОД-200 и торпедный катер — ТД-200 с деревянными корпусами; малый охотник — ОМ-200 и торпедный катер — ТМ-200 с металлическими корпусами. Но от строительства охотников ОМ-200 практически сразу отказались из-за дефицита стального листа.

Торпедные катера проекта ТМ-200

Строительство головного катера производилось на заводе №341 в городе Рыбинске. ТК-450 под шифром «Юнга» заложили в 1943 году, а уже в мае 1944 года его отправили по ж/д в Батуми, где достроили и спустили на воду. Кроме стального корпуса, катер получил трубные торпедные аппараты, местное бронирование рубки и три американских мотора «Паккард» мощностью по 1200 л.с.

Торпедный катер ТМ-200
Торпедный катер ТМ-200

Во время испытаний скорость катера не доходила до расчетной, и составила всего 34 узла, когда расчетная была 38 узлов. Приемная комиссия указала причину в неудовлетворительной сборке. К этому отметили плохую управляемость и слабое зенитное вооружение. В состав Черноморского флота ТК-450 включили 27 октября 1944 года.

Торпедный катер ТМ-200
Торпедный катер ТМ-200

На серийных катерах, путем доводок, удалось добиться увеличения скорости хода до 37-38 узлов, но до конца войны удалось построить только три катера. Всего же на воду были спущены до конца производства в 1946 году ещё 20 экземпляров. Но из-за интенсивной коррозии стальной обшивки корпуса все они были исключены из списка флота в 1951-54 годах. Выпущенные уже в конце войны эти катера участия в боевых действиях не принимали.

ТТХ торпедного катера ТМ-200
ТТХ торпедного катера ТМ-200

Катера малые охотники проекта ОД-200

Катера типа ОД-200 строились на замену малым охотникам МО-4 и Д-3. Новые катера с деревянными корпусами при несколько больших размерениях, чем у Д-3 были более технологичными — постройка занимала 27 дней вместо 120.

Схема малого охотника проекта ОД-200
Схема малого охотника проекта ОД-200

Их строительство началось на з-де №640 в пос. Сосновка Татарской АССР в 1943 году. Между 5 и 27 октября 1943 года, базируясь в Баку, он прошел государственные испытания. На головном катере составляли только два мотора «Паккард». Правда на катерах постройки 1945 года и более поздних их дополняли два двигателя экономного хода фирмы Кермач по 85 л.с. Вооружение было представлено из одного 37-мм автомата 70-К и двух 12,7-мм пулеметов ДШК в бронированных «стаканах»-турелях позади мостика. Приемная комиссия отметила слабость вооружения катера в носовом секторе, рекомендовав установить там 20-мм автомат «Эрликон».

Набор корпуса катера типа ОД-200
Набор корпуса катера типа ОД-200

Несмотря на это, катера постройки 1943-1944 гг. вооружения на носу не несли, хотя некоторые получили его позднее во время ремонтов. Лишь с 1945 года все серийные катера несли на баке отечественный 25-мм автомат 84-КМ. Противолодочное вооружение состояло из 2 бомбосбрасывателей, а сам катер мог нести 12 больших или 24 малых глубинных бомб.

Спуск на воду ОД-200 на Сосновском ССЗ
Спуск на воду ОД-200 на Сосновском ССЗ

В отличие от ТМ-200 малые охотники типа ОД-200 принимали участие в боевых действиях. При этом был потерян один катер. Им стал МО-376 с названием «Бузулукский комсомолец»находившийся в составе Черноморского флота. 13 мая 1944 года он пребывал в дозоре в районе Поти, когда его потопили торпедой с подводной лодки противника. Его корпус разломился на две части, а из 21 члена экипажа выжил только один.

МО-231 проекта ОД-200 из состава Каспийской флотилии
МО-231 проекта ОД-200 из состава Каспийской флотилии

Выводы и использование после войны

Стремление к созданию универсального, а не специализированного катера, явилось причиной многих недостатков ОД-200. Их отмечали уже в ходе войны по результатам боевого применения первой серии катеров: — недостаточный обзор из рубки через командирский люк, особенно в направлении кормы:

— неудобное, слишком низкое расположение компаса, штурвала и машинного телеграфа, затруднявшее их использование;

— непродуманное оборудование и бронирование места командира и рулевого;

— на экипаж около 20 человек было предусмотрено только 14 спальных мест.

Тем не менее, до конца 1945 года на Сосновском заводе было построено более 80 катеров этого типа. Производство ОД-200 продолжалось и после окончания Великой Отечественной войны.

ТТХ малого охотника проекта ОД-200
ТТХ малого охотника проекта ОД-200

В послевоенные годы 11 ед. передано Польше, 4 — Болгарии, 2 — КНДР. Всего же за время строительства до 1947 года на воду были спущены 140 единиц малых охотников ОД-200. Кроме того, в 1948 году была выпущена их модификация — ОД-200бис, но уже с двумя дизельными моторами М-50 по 1000 л.с. Эти катера стали последними, удовлетворявшими требованиям транспортировки по железной дороге. Как и предшественники они строились на заводе №640 в пос. Сосновка. Их выпуск ограничился малой серией в 16 единиц. Последние катера были исключены из состава флотов в 1958 году.

Катер проекта ОД-200
Катер проекта ОД-200

Источник: Апальков Ю.В. Катера отечественного флота
Широкорад А. Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945 гг

Поделитесь. Вам не сложно, а мне приятно.
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *