Рождение «МОшки». История катера МО-2

МО-2

На момент их создания, катера позиционировались как пограничные и сторожевые. Но вот с началом войны профиль их использования резко изменился. Малого охотник или сокращённо МО, целью которого стала противодействие подлодкам противник. По сути в неё вошли и много других сопутствующих задач, таких как сопровождение конвоев и патрулирование, прикрытие тральщиков и высадка десанта.

Начало работ по проекту МО

Задание на разработку малого охотника было выдано в сентябре 1931 года. Вначале привлекли к проекту бюро кораблестроительной секции НТК УВМС и ОКТБ-2 ОГПУ Ленинградского округа. Уже на окончательной стадии работ к ним подключилось КБ верфи Морской пограничной охраны. В итоге, в 1932 году разработали эскизный проект корабля водоизмещением 80-100 тонн. Вооружение предусматривалось из 76- и 45-мм орудий, двух 12,7-мм пулеметов и 16 глубинных бомб. Не очень то и маленький охотник получался.

Вот только не было учтены мощности предприятий ОГПУ. Выпуск катеров с такими размерами им был не по силам. В результате в 1933 году задание изменили. Снизили водоизмещение до 50 тонн, а размеры привели к возможностям транспортировки по ж/д.

Рождение "МОшки". История катера МО-2
Малый охотник типа МО-2

За основу взяли проект судоверфи морпогранохраны ОГПУ. Его модель с успехом испытали в бассейне НИВК. К 15 июля 1933 года эскизный проект малого охотника был представлен на утверждение. И как видим оно прошло успешно. 3 августа судоверфи было разрешено начать строительство двух сторожевых катеров водоизмещением 50 т.

Строительство опытных МО

Первый катер заложили на стапеле в декабре 1933 года. Корпус второго буквально следом — в январе 1934 года. И если второму судну суждено было стать прообразом всех катеров типа МО-2, то первому уготовили другую судьбу. Уже когда на верфи приступили к строительству кораблей, командование ГУПВО заказало правительственную яхту. И именно в корпусе малого охотника. Не мудрствуя лукаво под яхту отдали корпус первого катера под обозначением МО-1. К сожалению сведений о её дальнейшем использовании найти не удалось.

Рождение "МОшки". История катера МО-2
Катер МО-2 у причала

В ходе строительства опытного образца в проект внесли изменения. Так, из-за нарушений центровки, после согласования с погранохраной, носовую 76-мм артустановку заменили 45-мм полуавтоматом. Боезапас перенесли в трюм, а в корме от транца сделали уступ на 600 мм. На испытания катер вышел в марте 1935 года. Они проводились в Одессе и их признали довольно удовлетворительными.

По итогам испытаний отмечали рыскливость и валкость катера на волнении. Вследствие чего комиссия рекомендовала продолжить работы по снижению центра тяжести, а также вместо одного руля установить два и предусмотреть в корме стабилизатор.

Рождение "МОшки". История катера МО-2
Катер типа МО-2

Конструкция и характеристики МО-2

Представленный на испытания МО-2 имел деревянный корпус с продольной системой набора из дубовых киля с наружной оковкой из стальной полосы и стрингеров (сечением 45×45 мм) и трехслойной сосновой обшивкой общей толщиной 30 мм. Для палубного настила применялся сосновый брус сечением 30×60 мм. Катер имел девять водонепроницаемых отсеков, что в последствии сыграло большую роль в его живучести.

При запуске охотника в серийное производство выявился недостаток в поставках двигателей ГАМ-34К. Это вынуждало устанавливать авиационные АМ-34 мощностью по 750 л.с. На катере их ставили по три мотора. Два бортовых двигателя имели реверс-редуктор, а средний его не имел и мог работать только на передний ход. Полный запас топлива (авиабензина Б-70) составлял 5,1 т.

Рождение "МОшки". История катера МО-2
ТТХ катеров типа МО-2

Серийное строительство МО-2

Первые восемь серийных охотников спустили на воду на Судоверфи морпогранохраны НКВД (позднее завод получил обозначение № 5 НКВД) в мае 1935 года, и уже в июне четыре из них приняла государственная комиссия. Но что интересно, эти четыре катера получили обозначение как МО-3. Связано это было с тем, что средним двигателем на них являлся «Стерлинг-Викинг» вместо АМ-34К.

Рождение "МОшки". История катера МО-2
СКА-058 типа МО-3 Черноморского флота на фоне крейсера «Ворошилов»

Строительство шло своим чередом. В июле сдали еще пару катеров. А вот при сдаче следующей пары произошла авария. На охотнике с заводским номером 10 произошел взрыв в моторном отделении. Шесть членов экипажа при этом погибли. Из выводов комиссии следует:

«…причиной взрыва было возгорание паров бензина, появившихся в трюме НМО как результат недостаточной промывки трюма после бензина и недостаточной его вентиляции. Источником
взрыва была искра на реостате динамо-машины или рубильнике распределительного щита…».

Комиссия рекомендовала множественные изменения в оборудовании катера. На устранение замечаний ушло полтора месяца. 25 октября 1935 г. той же комиссии был представлен переработанный проект МО-2, который был признан в целом удовлетворительным, и в дальнейшем катера строились на Судостроительной верфи морпогранохраны по нему. Всего же за период 1935-36 гг построили 32 катера МО-2. Причем выпущенные ранее девять модернизировали согласно доработанного проекта.

Рождение "МОшки". История катера МО-2
Сторожевой катер ПК-237 типа МО2 у Ханко (Финляндия)

Среди флотов катера распределились следующим образом. 17 МО-2 служили на Балтийском флоте, а 14 на Черноморском. Причем 4 охотника МО-3 вошли в состав последнего. Позже, в 1942 году, начали проектировать новые малые охотники унифицированного проекта ОД-200.

Text.ru - 100.00%

Источник: Апальков Ю.В. Катера отечественного флота

Поделитесь. Вам не сложно, а мне приятно.
  •  
  • 5
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
    5
    Поделились

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *