Bloch MB.131 — крепкий и бесполезный

Bloch MB.131

В начале тридцатых годов во французском воздушном штабе вошла в моду новая формула самолетов. Она подразумевала летательный аппарат, который может выполнять практически все боевые задачи авиации. Такой разведчик-бомбардировщик не требующий истребительного сопровождения, так как обладал достаточными средствами обороны. По другом эту формулу ещё называли BCR —bombardiers chasseurs de reconnaissance (бомбардировщик охотник разведывательный). Именно таким по задумке конструкторов должен был стать Bloch MB.131.

Схема Bloch MB.131
Схема Bloch MB.131

Прототип МВ.130

В августе 1933 года техническая служба министерства авиации определила технические характеристики будущего многоцелевого боевого самолета. В требованиях к нему указывалось: наличие трех турелей; способность нести от 500 до 1000 кг бомб; скорость не ниже 350 км/ч на высоте 4 км и дальность действия 1300 км. В работу включились восемь производителей самолетов.

Bloch MB.131 — крепкий и бесполезный
Bloch MB.13

Марсель Блох представил свой прототип Bloch 130-01. Оснащенный двумя двигателями Gnome-Rhone и неубирающимся шасси, он совершил свой первый полет в июне 1934 года. Но в ходе испытаний и последовавших доводок шасси в «штанах» (обтекателях) сменили на убирающиеся. А в октябре 1935 года фирма «Bloch» получила заказ на 40 самолетов МВ.130М.

Появление MB.131 или как быстротечна мода.

Мода — это течение, и довольно быстрое. Оно кружит голову, заставляя забывать про благоразумность. Так и специалисты из технического отдела авиации быстро охладели к концепции многоцелевого самолета. Вероятно до них дошло, что универсальность плохо сказывается на характеристиках и эффективности самолетов. И результатом стала резкая переориентация на специализированные машины.

Bloch MB.131 — крепкий и бесполезный
Строительство MB.131 на заводе SNCASO в Шатору-Деоле.

Когда стало ясно, что заказ на 40 самолетов лег под «сукно», Блох взялся перерабатывать проект МВ.130. Новую машину с полностью измененной аэродинамикой оснастили двигателями Gnome-Rhone 14 Kirs/Kjrs. Bloch МВ.131 стал четырехместным разведывательно-бомбардировочным самолетом. Ввиду этого у него в названии появилась приставка — RB4. Первый прототип построили на заводе в Курбевуа, а 12 августа 1936 года он совершил свой первый полет. Второй прототип, Bloch 131 № 02 RB5, выставлялся на выставке в Париже в 1936 году. На нем экипаж составлял уже 5 человек.

Bloch MB.131 — крепкий и бесполезный
Bloch МВ.131 1937 г

В апреле 1937 года заказ на 40 МВ.130 сменили на аналогичный МВ.131. Начался выпуск самолета, а вместе с ним и дальнейшая работа над улучшением его характеристик. Два опытных образца МB.131 оснастили двигателями Gnome-Rhône 14k Mistral-Major — радиальные, 14 цилиндровые, мощностью 870 л. с. на высоте 3200 м и до 900 л. с. на высоте 4200 м. Но позже, с лета 1937 года начали устанавливать Gnome-Rône 14N 10/11, имевший схожие характеристики, но лучшее охлаждение.

Первый прототип вооружили 20-мм пушкой в носу фюзеляжа. Правда в ходе огневых признали, что орудие имеет ограничения в горизонтальной подвижности. В итоге, самолеты получили 7,5-мм пулеметы MAC 1934 года. Полуубирающуюся башню на нижней части фюзеляжа заменили на полуостекленную гондолу. В итоге на всех трех турелях было установлено по одному пулемету винтовочного калибра.

Серийное строительство Bloch MB.131

Bloch MB.131 — крепкий и бесполезный
Один из серийных Bloch МВ.131

Первый серийный МВ.131 вышел с завода в Шато-Деоле в мае 1938 года. Он и следующие 12 машин выпускались в качестве самолета-разведчика и не имели бомбового вооружения. В таком варианте они имели обозначение МВ.131 R4. Еще 5 самолетов получили в названии дополнение Ins — учебный, с двойным управлением. Все остальные серийные самолеты строились в варианте разведчика-бомбардировщика, т.е. RB4. За все время производства было выпущено 122 экземпляра МВ.131.

ЛТХ Bloch MB.131
ЛТХ Bloch MB.131

Бомбардировщики имели внутренний бомбоотсек с держателями типа «Alkan». Штурман-бомбардир кроме бомбового прицела имел и фотокамеру. В дополнение он должен был обслуживать носовую установку с пулемётом. Такую же установку обслуживал в гондоле радист.

Bloch MB.131 — крепкий и бесполезный
МВ.133

В ходе серийного строительства Марсель Блох предпринял попытку модификации самолета. Модель получила обозначение МВ.133. На основании базового планера построили машину с двухкилевым хвостовым оперением из разнесенных килевых шайб. Также взамен моторов Gnome-Rhône использовали Hispano-Suiza 14АА. Но этот самолет так и остался экспериментом. А весь проект МВ.131 исчерпал на этом все возможности модификации.

Bloch МВ.131 в войсках

Bloch MB.131 в войсках
Bloch MB.131 в войсках

Летом 1938 года начались поставки Bloch MB.131 в войска. Экипажи переучивались на новую технику и к сентябрю 1939 года шесть авиачастей во Франции были укомплектована этими машинами. Конечно не забыли и про колонии в Северной Африке. МВ.131 появились и там в одной из частей.

Первый боевой вылет состоялся 5 сентября 1939 года. Четыре Bloch MB.131 отправляются с разведочной миссией в сторону Саара и Пфальца. 8-го два самолета направляются в район линии Зигфрида. Вот как описывают этот полет:

Как только самолет №92 пересек границу, он столкнулся с шестью Ме 109, которые тут же атаковали его. Несмотря на попытки пилота уклонится от атак, ему это не удалось. Немцы не хотели отпускать добычу. Левый двигатель загорелся, однако удалось его выключить. Сержант Труссон видит что оба пилота не подают признаков жизни, а его напарник убит. Он идет к ним и в этот момент воспламеняется правый двигатель. Самолет начинает пикирование. Труссон покидает неуправляемую машину на парашюте с высоты около 2000 метров. Будучи сам ранен, от толчка раскрывшегося купола он теряет сознание. Очнулся уже на земле. Вокруг стрельба. Как понял позже, он упал между французской и германской линиями, во время атаки наземных войск. Ему повезло, и пехотинцы с трудом признав своего, эвакуировали его в тыл. 
 Самолет упал на окраине Саарагемского поля. Из всего экипажа выжил только он — сержант Труссон.
Bloch MB.131 — крепкий и бесполезный
Фото фрагмента сбитого МВ.131 №92

С началом военных действий в 1940 году на территории Франции стало окончательно ясно, что МВ.131 устарел. Ни по скорости, ни по оборонительному вооружению он не мог противостоять немецким истребителям. Потери росли, и полеты проходили в основном в ночное время. Свои впечатления от полетов на этой машине хорошо передал летчик Жан Гайяр в книге «Жан Гайяр и ВВС».

… Моя стажировка в министерстве закончилась, я присоединился к моей эскадрилье в начале февраля… знаменитые Potez 540 были наконец заменены новыми аппаратами:"Bloch 131". Этот двухмоторный самолет, крепкий, как штурмовой танк, был изначально задуман как бомбардировщик; очень скоро выяснилось, что этот танк, и без того очень тяжелый сам по себе, и не способен взлететь с его бомбами ! (настоящее достижение !), тоже нам выделили его для разведки, причем бомбы заменили простым фотоаппаратом.
Наконец-то мы могли столкнуться с врагом !!!

...на Bloch ничего не было предусмотрено для комфорта маленького летчика, который должен был терпеть на высоте 6000 метров температуру, плавно снижающуюся до минус 60 градусов. ...фотоаппараты больше не фотографировали, пулеметы больше не стреляли, даже некоторые команды становились неохотными : что за усилия даром !...
Bloch MB.131 — крепкий и бесполезный
Немецкие оккупанты осматривают «кладбище» обломков. В основном МВ.131

Капитуляция поставила крест на дальнейшее использование Bloch MB.131. Нет, среди самолетов ещё были способные летать. Вот только в качестве буксировщиков мишеней. В таком варианте их использовала авиация правительства Виши. Для этого в подфюзеляжной гондоле установили лебедку с барабаном под трос. У немецких же захватчиков MB.131 интереса не вызвал.

Bloch MB.131 — крепкий и бесполезный
Два немецких военных на фоне полуразобранного Bloch MB.131
Text.ru - 100.00%

Источник: AirMagazine. Jose Fernandez. Le Bloch 131

Поделитесь. Вам не сложно, а мне приятно.
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *