Г-38 — «Легкий крейсер» Гроховского

Г-38 — «Легкий крейсер» Гроховского

В годы бурного развития авиации рождались немыслимые проекты. И большинство из них имели зрелое зерно и право на жизнь. А сколько из них оказались недооцененными руководством той или иной страны. Или ушли под сукно из-за бюрократии чиновников, продвижении других интересов, нехватке денежных средств или простой недальновидности. Не нам об этом сейчас судить. Речь пойдет об одном из таких проектов с гордым названием «летающий крейсер».

Создание и проектирование

История эта началась в 1933 году в Особом конструкторско-производственном бюро (Осконбюро) Павла Гроховского, которое специализировалось на создании парашютной и воздушно-десантной техники. Коллектив там был молодой и лишенный традиционных технических предрассудков. Была мощнейшая по тем временам поддержка в лице наркома тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе, заместителя наркома обороны Михаила Тухачевского и начальника ВВС РККА Якова Алксниса. Команда Гроховского уже имела опыт создания двухфюзеляжного самолета, к центроплану которого подвешивалась каплевидная сбрасываемая десантная кабина. Это был Г-37- «Универсальное летающее крыло» для создания которого использовали крыло и винтомоторную установку с моторами М-17 со списанного пассажирского АНТ-9. Конечно сделали это для ускорения работ, но без одобрения Туполева. А когда Г-37 «обогнал» по скорости выпущенный в серию туполевский КР-6 (тоже двухмоторный) 285 км/ч против 240 км/ч, обострился назревающий конфликт Гроховского с конструктором Андреем Туполевым.

Г-38. Схема 1.
Г-38. Схема 1.

Именно по этому, летом 1934 года, создать двухмоторный боевой самолет такого типа предложили именно Гроховскому. Для работы над проектом был приглашён на должность главного конструктора двадцатишестилетний Ивенсен. Он полностью переработал проект предложенный ему для ознакомления. Взору изумленного Гроховского был представлен совершенно новый облик Г-38. Были уменьшены размах крыла и сокращено количество экипажа. Но благодаря этому расчетная скорость увеличилась до 450 км/ч, что превышала скорость по заданию. При продувке модели в аэродинамической трубе развеялись последние сомнения. Скорость Г-38 с предлагаемыми двигателями «Гном Рон» К-14 можно довести до 550 км/ч. В декабре 1934 года эскизный проект «Легкого крейсера» Г-38 был утвержден Гроховским, руководителем проектирования Ивенсеном, его помощником Рыбниковым и инженером группы проектирования Михайловым. Предполагалось вооружение из 2-х пушки ШВАК и 2-х пулемета ШКАС, установленные неподвижно в носовой части самолета. Оборонительное вооружение задней полусферы — спарка ШКАС у стрелка и турельный ШКАС у штурмана.

Г-38 — «Легкий крейсер» Гроховского

Строительство макета «Легкого крейсера» Г-38

В таком виде проект показали Тухачевскому, который назвал Г-38 «важнейшим объектом авиационной техники для довооружения РККА» и сам лично начал следить за ходом его разработки. Строить самолет решили в Ленинграде на заводе № 47. Через два с половиной месяца изготовили деревянный макет Г-38 в натуральную величину. На нем решили отработать установку систем и вооружения. К весне доставили его по частям в Москву, собрали и установили в одном из ангаров на Центральном аэродроме.


Макет «Легкого крейсера» приехали осмотреть Орджоникидзе, Тухачевский и Алкснис. С ними — Чкалов, «по старому знакомству» уже мечтающий об его испытаниях. Общее впечатление от нового аппарата у всех было благоприятным.

Схема  «Легкий крейсер» Гроховского

Происки конкурентов Г-38

Но успех не долго сопровождал молодых и смелых конструкторов. Как гром среди ясного неба был арест Ивенсена. Произошло это 23 апреля 1935 года, а уже 10 июля последовал приговор к 5 годам лагерей и 5 годам ссылки. Только много лет спустя, Ивенсен убедился, что его арест стал частью точно задуманной и тщательно рассчитанной акции «конкурирующих фирм». Руководство ГУАП(Главное управление авиационной промышленности) всеми силами затормозило постройку Г-38. А на заводе запустили в серию трехместный пассажирский самолет конструкции Яковлева АИР-6. Лично Туполев возглавил комиссию, которая приехала на завод и «очистила» его от Г-38. Вместе с этим проектом, под одну метлу пошёл и строившийся скоростной истребитель Г-26.


За то в Париже на выставке в 1936 году появляется самолет G.1 Фоккера созданный по схеме Г-38. А в США в 1937 спроектирован двухбалочный ХР-38, который стал известным истребителем второй мировой войны — Р-38 «Лайтинг».

Г-38 рисунок

Так печально закончилась история создания двухбалочного «легкого крейсера». И хотя он обладая меньшей мощностью силовой установки, по своим летным характеристикам и огневой мощи по крайней мере не уступал тяжелому истребителю люфтваффе Bf 110. А ведь именно их фирма «Мессершмитт» выпустила за годы войны в количестве более 6000 экземпляров.

Источник: » Авиация Красной армии » автор Козырев Михаил
Егорович

Поделитесь. Вам не сложно, а мне приятно.
  •  
  • 2
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
    2
    Поделились

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *