Turan — средний танк Венгрии

Turan — средний танк Венгрии

Ранним июньским утром группа военных в венгерской форме внимательно наблюдала за ходом погрузочных работ. На железнодорожной станции Пльзень стояла суматоха. Уже сформированный состав готовился к отправке в Будапешт. Вот только на одной из платформ до сих пор не могли закончить крепление тента над странного вида грузом. Но даже по очертаниям можно было понять, что это был танк. И в недалеком будущем ему суждено было стать средним танком Венгрии с наименованием Turan.

Танки Хонведшега - img_21.jpg
Танк Škoda Т-21

Из чешского Т-21 в венгерский средний танк Turan

10-го июня 1940 года танк прибыл к месту назначения. Здесь его передали в распоряжение ИВТ (институт военной техники). Это был чехословацкий танк Т-21 фирмы Škoda. И прежде чем начать серийное производство подобных машин венгерские военные провели его испытания. В последний день, 10 июля, их посетил министр обороны Венгрии генерал Барти. Было видно, какое значение предают этому танку военные. По Европе бушевал пожар Второй Мировой войны, а у венгерской армии отсутствует средний танк. Все надежды на Т-21. Свой собственный танк Straussler V-4 к началу войны довести до серии так и не смогли.

Схема среднего танка Turan I
Схема среднего танка Turan I

Основываясь на результаты испытаний военные рекомендовали увеличить толщину брони до 35 мм. В дополнение в конструкцию внесены были ряд модификаций и улучшений. Институтские инженеры также отдали предпочтение венгерской 40-мм пушке взамен 47-мм чешской. Похожая участь ждала и пулеметы. Последние изменения коснулись двигателя. Танк получил карбюраторный восьмицилиндровый двигатель Manfred Weiss-Z мощностью 265 л.с. В таком переработанном виде средний танк 40.М Turan 28 ноября был принят на вооружение.

Средний танк 40.М Turan I
Средний танк 40.М Turan I

Серийное производство

Стоит отметить, что еще раньше, 19 сентября заказ от министерства обороны на строительство танка поступил на четыре завода. В общей сложности он составил 230 экземпляров. Но вот до выхода первого прототипа ещё было далеко. Пока шла подготовка чертежей, отработка технологий и т.д. шло время. Лишь 8 июля 1941 года первый танк, выполненный из неброневой стали, покинул цех завода. А вот в войска 40.М Turan начал поступать только в мае 1942 года.

Средний танк 40.М TuranI. Рисунок
Средний танк 40.М TuranI. Рисунок

Поступавшие в войска танки имели довольно не плохие ходовые качества. Оно и понятно. Ведь удельная мощность составляла 14.5 л.с. на тонну массы. Двигатель разгонял технику массой 18,2 т до максимальной скорости 47 км/ч. А если принять во внимание плавный и мягкий ход за счет конструкции подвески и удобные, не требующие больших усилий органы управления, машина была просто мечтой танкистов. Однако, нарекания вызывало слабое вооружение. 40-мм орудие 41М 40/51 не могло противостоять танкам противника.

ТТХ 40М Turan I
БОЕВАЯ МАССА т:…………………………….. 18,2
ЭКИПАЖ, чел.:………………………………….. 5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:
длина……………………………………………… 5550
ширина…………………………………………… 2440
высота…………………………………………….. 2390
клиренс…………………………………………… 380
БРОНИРОВАНИЕ, мм:
лоб корпуса…………………………………….. 50-60
борт и корма…………………………………… 25
крыша и днище………………………………. 8-25
башня…………………………………………….. 50-60.

Развитие и модернизация среднего танка Turan

Схема среднего танка Turan II
Схема среднего танка Turan II

Вопрос о модернизации танка Turan военные подняли ещё в 1941 году. И конечно в первую очередь приняли решение об усилении вооружения. К установке рекомендовали 75-мм пушку 41.М длинной 25 калибров. Конечно, орудие не годилось для эффективной борьбы с танками, но являлось лучшим из имеющихся. Под неё пришлось переделать башню, по крайней мере увеличить высоту. Но корпус остался прежним, собранный на клепках и болтах.

Средние танки Turan II
Средние танки Turan II

Конечно, модернизация привела к увеличению массы на тонну, что отразилось на скорости. Она снизилась до 42 км/ч. Turan II вышел на испытания в январе 1942 года. А в мае армейское руководство выдало заказ на новый танк. Его выпуск на трех заводах, до окончания производства, составил 139 машин.

Средний танк Turan II. Реконструкция
Средний танк Turan II. Реконструкция

Генеральный штаб все больше беспокоила неспособность их танков противостоять танкам противника. Он поручает ИВТ проработать возможность вооружение «Турана» 75-мм длинноствольным орудием 43,М с дульным тормозом. В дополнение в план поставили увеличение лобовой брони до 80-95 мм. При этом расчетная масса танка должна была вырасти до 23 тонн.

Танки Хонведшега - img_39.jpg
Опытный образец среднего танка Turan III

Для проверки состоятельности такой модификации в августе 1943 года Turan I оснастили макетом пушки и накладной 25-мм броней. Танк удовлетворительно прошёл испытания. Вот только готовность пушки задерживала дальнейшую работу. Весной 1944 года Turan III вышел на испытания без неё, а с макетом. На этом дело и закончилось.

Средний танк туран. Рисунок-реконструкция
Средний танк Turan III. Рисунок-реконструкция

С 1944 года «Тураны» начали получать 8-мм противокумулятивные экраны. Их навешивали с бортов корпуса и башни. Но это стало уже последней мерой в модернизации танков этой модели.

Туран с навесными экранами. Рисунок
Turan II с навесными экранами. Рисунок

Боевое применение среднего танка Turan

В апреле 1944 года, к началу активных боевых действий в Галиции, на фронт ушла 2-я танковая дивизия. В её состав входили 120 Turan I и 55 Turan II. 17 апреля венгерские танки контратаковали части Красной армии. Гористая и лесистая местность являлась не подходящим местом для действий танков. Уже 27 апреля, потеряв 30 танков, наступление дивизии захлебнулось. По сути это был первый бой для танков Turan.

Танки Туран в бою. Рисунок
Танки Turan в бою. Рисунок

Но на этом поражения 2-ой танковой дивизии не закончились. В сентябре она приняла участие в танковом сражении у Торды. Здесь ей пришлось понести ещё более тяжелые потери. Чтобы оправится после них, соединение отвели в тыл.

Где-то в это же время в Трансильвании приняла участие в боях и 1-ая ТД. В её состав входили 61 Turan I и 63 Turan II. Постепенно отступая, к октябрю она вела бои уже на территории Венгрии. К 29 октября, совместно со 2-ой дивизией им удалось временно сдержать наступление советских войск на рубеже р. Тиссы. Правда, начавшиеся бои за Будапешт поставили крест на существовании венгерских бронетанковых войск. После окончательного поражения в апрельских боях 1945 года остатки армии ушли в Австрию и Чехию. Уже там они сложили оружие в мае.

Туран с навесными экранами в музее в Кубинке
Turan II с навесными экранами в музее в Кубинке

Однако, ко всему выше сказанному стоит добавить про еще одну дивизию. У неё в строю тоже стояли «Тураны». Вот только их точного количества не указывается. Да это и не важно. Факт в том, что 1-ая Кавалерийская дивизия (именно так она называлась) летом 1944 года сражалась в Восточной Польше. При отступлении через Брест к Варшаве она потеряла все свои танки. Оставшийся личный состав осенью вывели в Венгрию.

Итоги и выводы

Боевое применение «Туранов» лишь доказало об их несостоятельности противостоять своим современникам — английским, американским, а тем более — советским танкам. Он оказался не только устаревшим к моменту выпуска, но и сложным в производстве. Мало того, он обладал очень слабым вооружением, а вроде неплохая броня имела неудачное расположение.

Источник: И.П.Шмелев «Бронетанковая техника Венгрии (1940-1945)»

Поделитесь. Вам не сложно, а мне приятно.
  •  
  • 2
  • 1
  •  
  •  
  •  
  •  
    3
    Поделились

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *