Венгерский опытный танк — Straussler V-4

Опытный танк Straussler V-4 Рисунок
Опытный танк Straussler V-4 Рисунок

До того как в Венгрии построили свой первый опытный танк, официально у неё не было бронетанковых войск. В первую очередь, это было связано с ограничениями Трианонского договора. Подписанный 4 июня 1920 года документ запрещал стране иметь авиацию, танки и тяжелую артиллерию. И если правительство закупало броневики, то только нелегально.

С 1935 года Венгрия закупила первую крупную партию из 25 боевых машин в Италии. Ими стали танкетки CV 3/33. В 1936 — ещё одну из 125 танкеток CV 3/35. Бронемашинами укомплектовали семь танковых рот. А в 1938 году правительство Венгрии принимает план развития вооруженных сил. И в частности бронетанковых войск. И хотя основной упор делался на закупку техники не исключалось и собственное производство. По крайней мере на основе лицензий.

Разработка опытного танка

Приобрести технику-прототип и лицензию в Швеции поучилось без проблем. На базе шведского Landsverk АВ в 1938 году в Венгрии создали легкий танк 38М Toldi. Но вот со средними танками был явный недобор. И все попытки их приобретения за границей провалились. Правда существовала надежда на танки Николауса Штраусслера — известного конструктора, венгра по происхождению, проживавшего в Великобритании. К тому времени находились в разработке на заводе Manfred Weiss два универсальных танка — V-3 и V-4. Их строительство велось при тесном сотрудничестве с английской фирмой Alvis.

Схема опытного танка Straussler V-3
Схема опытного танка Straussler V-3

Первый опытный вариант V-3 даже танком назвать было трудно. По сути это было бронированное безбашенное шасси, созданное в основном для отработки конструкции ходовой части. На нем пытались отработать универсальность этих машин, которая заключалась в возможности использовать для движения гусениц, колес, а так же плавать.

Испытания Straussler V-3
Испытания Straussler V-3
Испытания Straussler V-3 на плаву
Испытания Straussler V-3 на плаву

Строительство прототипов опытного танка V-4

Второй вариант универсального опытного танка V-4 являлся уже полноценным прототипом. У него присутствовали и башня, и вооружение. Ходовая часть была слегка модифицирована, основываясь на опыт испытаний первого варианта. Броневые листы, соединенные при помощи сварки, достигали максимальной толщины в 26 мм. Вооружение состояло из 40-мм пушки 37М в башне и спаренных 8-мм пулеметов 34А в корпусе. 

Схема универсального опытного танка Straussler V-4
Схема универсального опытного танка Straussler V-4

Вес построенной машины составил порядка 10 тонн. Оборудованный карбюраторным 4-цилиндровым двигателем Manfred Weiss мощностью 180 л.с. танк развивал скорость до 32 км/ч на гусеничном ходу. При этом на колесном ходу скорость составляла 46 км/ч, а на плаву — 8 км/ч. Как видно из фото, танк был не большим. Соответственно и экипаж у него состоял из трех человек.

Straussler V-4 в колесном варианте
Straussler V-4 в колесном варианте

Известно, что в 1940 году было построено два образца танка V-4. Пока шли полевые испытания первого прототипа, на заводе строили второй. Его основным отличием стало усиленное вооружение.» Усиленное» конечно образно сказано. У него в башне появилась дополнительная спаренная установка 8-мм пулеметов 34А. Ну и конечно, экипаж уже составил четыре человека, а масса возросла до 12 тонн.

Straussler V-4 второй вариант
Straussler V-4 второй вариант

Итоги

Параллельно со строительными работами шла адаптация танка под английский двигатель Alvis мощностью 160 л.с. Скорее всего, на этом и было основано сотрудничество с британской фирмой. Но этот проект так и не довели до финала. Началась Вторая Мировая война. Построенные прототипы опытного танка Straussler V-4 до серии так же не дошли. Правительство Венгрии в начале 40-ых обратило внимание на чехословацкий средний танк Т-21 фирмы Škoda. Тем более, что он им достался даром. Захватившие Чехословакию немцы не проявили к нему интерес и передали союзникам. В венгерских бронетанковых войсках он стал известен как Turan.

Источник: Барятинский М. Б. «Танки «Хонведшега»

Поделитесь. Вам не сложно, а мне приятно.
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *