Авианосец США типа «Сайпан» — USS Saipan (CVL-48)

Авианосец США типа "Сайпан" — USS Saipan (CVL-48)

Решение о строительстве авианосцев типа «Сайпан» в США приняли в 1943 году. Оно, в свою очередь, опиралось на программу восполнения неизбежных потерь в легких авианосцах. Вот только планам об их вступлении в строй в декабре 1945 года сбыться не удалось. Достроенные уже после окончания войны корабли мгновенно оказались морально устаревшими.

Авианосец США типа "Сайпан" — USS Saipan (CVL-48)

Конструкция легких авианосцев типа «Сайпан»

Оригинальность авианосцев типа «Сайпан» заключалась в конструктивной схожести с легким АВ типа «Индепенденс». Но это только, во-первых. Во-вторых, все два выпущенных создавались на базе тяжелого крейсера (КРТ) типа «Балтимор». В дополнение, новые корабли не имели булей (детали корпуса для пассивной защиты от торпед). Взамен они обладали солидной броневой защитой.

Броневая 64-мм палуба располагалась ниже ангарной палубы. В корме помещение рулевых машин прикрывала «коробчатая» защита (102-мм стенки, 64-мм крыша и 19-мм дно). Толщина поперечных переборок варьировалась от 37 до 102 мм. Бронирование рубки отсутствовало, а ПТЗ (противо-торпедная защита) представляла собой упрощенный «крейсерский» вариант. По сравнению с легкими АВ Второй мировой войны существенно улучшилась защита авиационного боезапаса. Вместе с этим, более эффективной стала и система его подачи на верхнюю палубу.

Достройка USS Saipan (CVL-48) в сухом дока судостроительной верфи в Кэмдене. 1946 г.
Достройка USS Saipan (CVL-48) в сухом доке судостроительной верфи в Кэмдене. 1946 г.

Полетная палуба имела размер 186,2 на 24,4 м и была усилена под самолеты весом до 9 т. Носовая часть палубы оборудовалась двумя катапультами. Оборудование дополнялось двумя лифтами грузоподъемностью по 13,6 т, которые имели размеры 14,6 на 13,4 м.

Энергетическая установка и вооружение авианосцев типа «Сайпан»

Энергетическая установка авианосцев была идентична установке, использовавшейся на тяжелых крейсерах типа Балтимор. И это было предсказуемо. Она состояла из 4-x котлов производства Babcock and Wilcox и четырех турбин производства General Electric суммарной мощностью 120 000 л.с. Установки приводили во вращение четыре гребных вала. Во избежание совместного выхода из строя при поражении одного из компонентов энергетической установки турбины и котлы размещались в разных помещениях.

Установка из четырёх 40-мм автоматических орудий Bofors на USS Saipan (CVL-48)
Установка из четырёх 40-мм автоматических орудий Bofors на USS Saipan (CVL-48)

Зенитная артиллерия на авианосцах типа «Сайпан» была представлена 20-мм автоматами Oerlikon и 40-мм автоматическими орудиями Bofors. Всего корабль имел 32 турели. Причем 16 установок имели спаренные «двадцатки». Ещё 5 — по четыре «Бофорса» и 11 по два.

Авиагруппа по проекту состояла из 36 истребителей F6F Hellcat и F4U Corsairs, а также 12 торпедоносцев-бомбардировщиков TBM Avenger. Для такого состава на борту имелось 543 150 литров авиационного топлива.

Image USS Saipan (CVL-48)

Испытание и служба USS Saipan (CVL-48)

Ещё до вступления в строй, на испытаниях, CVL-48 при водоизмещении 17490 т развил мощность 119 247 л.с. При этом его скорость хода составила 32,26 уз. Фактическая дальность плавания 14-узловым ходом составляла 11 700 миль. С такими данными он вступил в строй 14 июля 1946 года.

Сразу после принятия в ВМС США USS Saipan использовался для обучения и подготовки морских летчиков. С конца 1947 года он входит в состав учебного оперативного соединения и базируется в Норфолке (шт. Вирджиния). Но начало применения реактивной авиации вносит свои коррективы в службу корабля. Уже в мае 1948 USS Saipan получил на вооружение первую в ВМС палубную эскадрилью реактивных самолетов FH-1 Phantom.

Посадка FH-1 Phantom на USS Saipan CVL-48
Посадка FH-1 Phantom на USS Saipan CVL-48

В период с 1952-53 г USS Saipan участвовал в операциях в составе Второго Флота США. Осенью 1953 года он через Панамский канал направился к корейским берегам. Там в составе 95-й оперативно-тактической группы авианосец занимался миссиями по наблюдению и патрулированию островов южнее 38-й параллели. В январе его привлекли к воздушному прикрытию японских судов, перевозящих бывших военнопленных из Ихона в Тайвань.

USS Saipan в Гонконге
USS Saipan в Гонконге

До конца мая 1954 года USS Saipan находился в азиатских водах. Затем он двинулся домой — в Норфолк. Пройдя через Суэцкий канал, 20-го июля 1954 года корабль завершил своё кругосветное путешествие.

USS Saipan CVL-48 у побережья Франции
USS Saipan CVL-48 у побережья Франции

Модификация USS Saipan (CVL-48)

В середине 50-ых в планах стояла перестройка корабля в учебный авианосец с угловой палубой. Правда позже это посчитали не рентабельным и в 1957 году вывели в резерв. За то потом USS Saipan CVL-48 было решено переоборудовать в судно ретрансляции связи AGMR-2 USS Arlington.

Большую часть полетной палубы занял антенный комплекс дальней связи. Но в кормовой части сохранились ВПП и лифт, что позволяло принимать на борт 5 вертолетов (3 СН-46 и 2 НН-43). Сократилось артиллерийское вооружение до 8 76-мм автоматических пушек. При этом уменьшился и экипаж — с 1821 до 746 чел. (плюс места для 522 членов штаба и обслуживающего персонала). Запас нефти составил 3371 т при полном водоизмещение — 19 600 т.

USS Saipan CVL-48/AGMR-2 USS Arlington
USS Saipan CVL-48/AGMR-2 USS Arlington

В новом статусе корабль вновь вступил в строй 27 августа 1966 года. Уже с 1967 года «Arlington» обеспечивал связью все действующие у берегов Вьетнама ВМС США. К 25 августа 1969 года он прибыл в Сан-Диего для начала процедуры вывода из боевого состава флота. 14 января 1970 корабль был официально выведен из состава флота. Его поставили на якорь на базе резервного флота в Сан-Диего. 15 августа 1975 года USS Arlington был вычеркнут из реестра флота и 1 июня 1976 был сдан на слом.

Text.ru - 100.00%

Источник: С. А. Балакин. «Авианосцы мира 1945 — 2001 гг»

Поделитесь. Вам не сложно, а мне приятно.
  •  
  • 1
  • 1
  •  
  •  
  •  
  •  
    2
    Поделились

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *