Катера прибрежного действия типа «Комсомолец»

Катера прибрежного действия типа "Комсомолец"

Торпедный катер с дюралевым корпусом под обозначением «проект 123» разработали в 1939 году. Группа конструкторов во главе с П.И. Таптыгиным спроектировала его на заводе имени «Андре Марти» или завод № 194.

Конструкция «проекта 123»

По габаритам катер напоминал Г-5. В то же время он превосходил его во многих отношениях. В днище у нового судна, по всей длине корпуса, проходила полая балка. Она, в свою очередь, выполняла роль киля. Кроме этого, по бортам ниже ватерлинии, расположили боковые кили. Их назначением было уменьшение качки. И это дало свои результаты. Мореходность достигла 4-х баллов.

В дополнение, катер получил пять водонепроницаемых отсеков, что должно увеличить его живучесть. Отличием от Г-5 стало и применение бугельных торпедных аппаратов вместо кормовых лотков. В целом его тактико-технические данные выглядели так:

  • Водоизмещение………………….15,27 (полное 17,2)
  • Размеры……………………………….18 * 3,4 * 1,2 метра
  • Силовая установка……………..2 * ГАМ-34Ф по 1000 л.с.
  • Максимальная скорость…….52 узла (96 км/ч)
  • Дальность плавания……………345 миль на 17 узлах
  • Экипаж………………………………….6 человек
  • Вооружение………………………….2*533-мм ТА, 1*12,7-мм пулемет ДШК, 4 глубинных бомбы М-1
Торпедный катер проекта 123
Торпедный катер проекта 123 «Комсомолец»

Первый катер «проекта 123», получивший название «Комсомолец», спустили на воду 16 мая 1940 года. Для испытаний он был направлен в Севастополь, где и вступил в строй в октябре того же года. Во флоте он получил обозначение ТК-351. Он единственный из «123-их» прослужил на Черноморском флоте всю войну. И даже в составе звена потопил в 1943 году во время Новороссийской операции десантную баржу противника. В 1948 году ТК-351 был списан и сдан на слом.

 катер проекта 123
Торпедный катер проекта 123 «Комсомолец»

Модификация «проекта 123» с литерой «бис»

Уже в ходе испытаний «проект 123» начали улучшать. За его модификацию, по разным источникам, взялась группа В. М. Бурлакова и коллектив из ЦКБ-32 под управлением Ф. Л. Ливенцева. Конструкторы в первую очередь усилили зенитное вооружение. Вместо одного пулемета ДШК они поставили две установки со спаренными пулеметами этого типа. Правда при этом пришлось уменьшить калибр торпед во избежания перегрузки. Теперь применяли 457-мм торпеды, но уже в трубных ТА вместо бугельных.

Для увеличения живучести экипажа рубку и пулеметные установки защитили 7-мм броней. Мореходность тоже увеличили до 5 баллов за счет усиления конструкции корпуса. Силовая установка тоже претерпела изменение. Вместо отечественных ГАМ-34 применили более мощные (1200 л.с.) американские моторы «Паккард».

 катера типа "Комсомолец" (проект 123 бис)
Схема торпедного катера типа «Комсомолец» (проект 123 бис)

Итогом модификации стало возросшее на 5 тонн водоизмещение и потеря скорости полного хода на 4 узла. Но основным «минусом» стала сократившаяся на 100 миль дальность плавания. Несмотря на это, проект был утвержден в августе 1943. А уже в ноябре головной катер «проекта 123 бис» заложили на тюменском судостроительном заводе.

Строительство и боевое применение «проекта 123 бис»

До окончания Великой отечественной войны судостроители Тюмени поставили в строй 30 катеров типа «Комсомолец» проекта 123 бис. 26 из них начали свою службу на Дальнем Востоке. Оставшиеся четыре катера приняли участие в заключительных боях на Балтике.

Группа катеров типа "Комсомолец"
Группа катеров типа «Комсомолец» проекта 123 бис»

Основной задачей балтийских катеров в тот момент являлись действия против немецких конвоев. Один из эпизодов случился 21 апреля 1945 года.

В Данцигской бухте тройка катеров атаковала конвой противника возле устья Вислы. Экипаж катера ТК-135 повредил две немецкие быстроходные десантные баржи (БДБ). Вот только при отходе в моторный отсек катера попал вражеский снаряд. Лишённый хода 135-й оказался под плотным огнем противника. На том бы и закончилась его история, если бы не подоспевшая помощь. Взятый на буксир другим катером поврежденный вывели из-под огня.

Памятник ТК-135 "Тюменский рабочий"
Памятник ТК-135 «Тюменский рабочий» тип «Комсомолец» проект 123 бис

«Проект 123» после войны.

На тюменском заводе № 639 сошли со стапелей ещё 90 катеров «проекта 123 бис». Кроме него, в 1946-53 годах, открыли производство и на заводе № 183 в Феодосии. Всего на нем, в указанный период, построили 205 катеров. Из них 50 экземпляров «проекта М123 бис» с дизельными двигателями М-50 суммарной мощностью 2000 л.с. и 155 «проекта 123-К».

Если по конструкции и вооружению катера «М123 бис» не отличались от предшественников, то замена силовой установки привела к увеличению скорости хода. Конечно, это не большая разница — всего 2-3 узла. Но следует заметить, что при уменьшении мощность увеличилось почти на тонну водоизмещение. Теперь максимальная скорость составляла 51 узел (95 км/ч). Преимуществом применением дизелей стала и увеличившаяся почти в два раза дальность плавания — 450 миль.

катер тип "Комсомолец" проекта 123К
Торпедный катер тип «Комсомолец» проекта 123К

Дальнейшие модификации катера и приведения его к требованиям того времени привели к появлению «проекта 123К». В 1950 году модернизировали серийный катер «М123 бис» с заводским №432. Именно он и был принят для дальнейшего серийного производства. Его главной особенностью являлась поисковая РЛС. В то время катера без неё были уже просто бесполезны. Вот только зенитное вооружение было явно слабовато. Катер «проекта 123К» оборудовали 14,5-мм спаренной турельной установкой 2М-5.

Катер типа "Комсомолец" проекта 123К
Катер типа «Комсомолец» проекта 123К

В итоге, к середине 50-ых годов катера «проекта 123К» полностью заменили в ВМФ своих предшественников. Но и они прослужили не долго. Уже в конце 50-ых — начале 60-ых происходит усиленное их списание. Конечно встречались и долгожители. Так ТК-275 Черноморского флота сдали на слом лишь в декабре 1978 года. Участь других была разной. Часть катеров переоборудовали в катера-цели, другие передавали в качестве военной помощи. Так по 12 катеров отдали Албании, Болгарии, Кубе и Египту. По 6 получили Вьетнам и Кипр. Но больше всех получил конечно же Китай — 55 катеров.

Источник: Тарас А. Е. «История торпедных катеров»

Поделитесь. Вам не сложно, а мне приятно.
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *