Самый массовый торпедный катер ВМФ СССР

Г-5 12-ой серии. Рисунок
Г-5 12-ой серии. Рисунок

Создание и испытание Г-5

Первый серийный катер Ш-4(Г-4) не устраивал моряков. Вызывали нарекания его плохая мореходность (максимальное волнение 2 балла), неустойчивые к коррозии корпуса (соль и дюраль несовместимы) и применение импортных двигателей. Новый экспериментальный глиссирующий катер ГАНТ-5 созданный в ЦАГИ командой Туполева вышел на испытания весной 1933 года.

Общий вид катера ГАНТ-5
Общий вид катера ГАНТ-5

Обводы катера повторяли Ш-4, но корпус получился длиннее почти на полметра из-за новых двигателей и торпед большего калибра. На опытном Гант-5 установили 2 двигателя «Изотта-Фраскини» по 1000 л.с. В ходе испытаний, продлившихся до середины лета 1933 года, катер с полной нагрузкой развил 58 узлов(107,4 км/ч), а пустой — 65,3 узла(120,9 км/ч). На тот момент он являлся самым быстрым военным катером в мире. Если к этому добавить, что его мореходность была значительно лучше предшественника, то можно не гадать о его принятии на вооружение.

ТТХ опытного катера ГАНТ-5
ТТХ опытного катера ГАНТ-5

Серийное производство Г-5

1 августа 1933 года катер был принят, а намного позже, спустя почти два года, начался серийный выпуск катера, получившего в серии обозначение «тип Г-5» проект 116. Долгая задержка с запуском производства была вызвана доработкой отечественного мотора Микулина АМ-34 и последовавшей его переделкой в ГАМ-34 для катеров. Но здесь стоит отметить более низкую их мощность, всего 675 л.с. по сравнению с 1000 л.с. «итальянца».

Схема серийного Г-5
Схема серийного Г-5

В 1935 году в строй вступили первые 15 катеров VI серии. С двигателями ГАМ-34 он развивал 45 узлов(83.3 км/ч) с дальностью плавания 160 миль. Но в ходе учений Балтийского флота осенью 1935 года начались массовые повреждения обшивки. В ходе расследования были сделаны выводы о низком качестве сборки.

Торпедный катер Г-5 VI серии
Торпедный катер Г-5 VI серии

Строительство катеров продолжалось. На заводе имени Андре Марти заложили Г-5 VII и VIII серий. В них были учтены ошибки VI серии и увеличена мощность силовой установки за счет двух новых двигателей ГАМ-34 БС мощностью 850 л.с. каждый. Это дало прирост скорости хода до 51 узла(94.5 км/ч). Вооружение при этом осталось прежним. В 1936 году флот получил последние из 135 катеров VII и VIII серии.

Торпедный катер типа Г-6 6-й серии
Торпедный катер типа Г-6 6-й серии

23 катера IX серии вышли с завода в 1937 году, и четыре из них под обозначением DAR-1—4 продали флоту Испании. Два испанских катера были уничтожены авиацией, а о судьбе оставшихся сведения отсутствуют. Ещё 75 Г-пятых Х серии вступили в строй в течении 1938-40 годах. Они имели усиленный корпус и изменения в стрелковом вооружении, в рубке установили 12,7-мм пулемет ДШК. Все остальное осталось прежним.

Г-5 10-ой серии. Виден пулемет ДШК на рубке.
Г-5 10-ой серии. Виден пулемет ДШК на рубке.

Г-5 в начале войны

На новом заводе недалеко от Керчи до начала войны выпустили 18 катеров серии XI, схожие с Х-ой. Отличие было в двигателях. ГАМ-34Ф имели мощность 1000 л.с., что позволило потяжелевшему Г-5 развивать скорость до 52 узлов. Один из катеров данной серии в качестве эксперимента получил дизельные моторы М-50 и испытания были обнадеживающие. Правда с началом войны в серию они уже не пошли.

Г-5 11-ой серии. На заднем плане Г-5 13-ой серии с ракетной установкой.
Г-5 11-ой серии. На заднем плане Г-5 13-ой серии с ракетной установкой.

Г-5 испытание войной

Во время войны серийное производство Г-5 продолжили в Тюмени. Сюда эвакуировали заводы из Рыбинска и Москвы, с Крыма и Ленинграда. В период с 1941 по 1944 гг. на фронт поступили 57 катеров XII серии и 6 — XIII серии. Полностью повторяющие катера XI серии имели уже по два 12,7-мм пулемета. На катерах же XIII серии торпеды заменили реактивной установкой M-8M ( 24 направляющие с 82-мм снарядами) смонтированной на рубке. Всего в ходе серийного строительства было выпущено 330 катеров типа Г-5 разных серий.

Г-5 12-ой серии уходят на задание.
Г-5 12-ой серии уходят на задание.

И все же война доказала, что Г-5 как боевая машина реальным значением не обладала. Основным недостатком стала ограниченная мореходность и дальность. Устаревшие лотковые торпедные аппараты сводили на нет скоростные качества катера. Про стрелковое вооружение даже и говорить не хочется — основная масса Г-5 с пулеметами 7,62. Что они могли сделать против себе подобных катеров противника? Да и прочность в купе с качеством постройки оставляли желать лучшего.

Г-5 13-ой серии (вверху) и Г-5 12-ой серии (внизу). Рисунок
Г-5 13-ой серии (вверху) и Г-5 12-ой серии (внизу). Рисунок

Не смогли решить и проблему коррозии дюраля. Из-за неё катер на плаву мог оставаться 5-7 дней летом, и 10-15 зимой. После его надо поднять на берег, где корпуса подвергались специальной обработке. Флотские остряки, которым приходилось служить на Г-5 и обслуживать их еще до войны, говорили: «Г» оно и есть «г».

Источник: Тарас А. Е. «История торпедных катеров»

Поделитесь. Вам не сложно, а мне приятно.
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *