Н6К — «Певчие дрозды» Императорской Японии

Н6К — "Певчие дрозды" Императорской Японии

Япония собиралась воевать на просторах Тихого океана и уделяла особое внимание развитию авиации ВМС. Это касалось не только гидросамолетов-истребителей, но и более тяжелых и универсальных летающих лодок. В зависимости от задач они могли выполнять функции дальнего морского разведчика, транспортного самолета, бомбардировщика и торпедоносца. Задание на постройку подобного гидроплана в 1934 г. получила фирма «Каваниши Кокуи К. К.». Она являлась на тот момент самой опытной в стране в области создания больших гидросамолетов.

Схема летающей лодки Каваниси Н6К
Схема летающей лодки Каваниси Н6К

Разработка и испытания Н6К

В конструктивном отношении самолет был цельнометаллическим высокопланом-парасолью. Крыло для обеспечения взлета и посадки при высокой волне подняли над фюзеляжем на системе мощных подкосов. Крыло имело большое удлинение и состояло из центроплана и отъемных консолей с поддерживающими поплавками. Размах крыла составлял 40 м –больше, чем у любого другого японского самолета, но и самолета во всем мире. Четыре мотора воздушного охлаждения разместили в мотогондолах на набегающей кромке центроплана. Для облегчения обслуживания двигателей на плаву по бокам каждой мотогондолы устроили специальные откидные площадки.

Н6К на плаву в ходе испытаний
Н6К на плаву в ходе испытаний

Первый прототип нового гидросамолета оборудовали 9-цилиндровыми моторами «Накадзима» «Хикари» 2 мощностью 840 л.с.. Он впервые поднялся в воздух 14 июля 1936 года. Заводские испытания проходили очень быстро, и 25 июля 1936 г самолет уже передали флоту. Испытания выявили, что Н6К1 полностью удовлетворяет требования задания, хотя ему явно не хватает мощности моторов. В 1937 г были готовы еще две лодки, а четвертая ‑ в начале 1938 г. Первоначально эти три лодки были оснащены четырьмя двигателями «Хикари»‑2. Но после войсковых испытаний были переоснащены на 1000‑сильные двигатели Мицубиси «Кинсей»‑43 — 14‑цилиндровые, воздушного охлаждения.

Н6К в полете
Н6К в полете

Н6К на вооружении японского флота

В январе 1938 г эти самолеты были приняты на вооружение японского флота. Одновременно был размещен заказ на серийное производство этой летающей лодки. Н6К4 стала основной серийной модификацией. Запас топлива увеличили с 7765 л до 13409 л. Оборонительное вооружение состояло из двух боковых блистеров с 7,7‑мм пулеметом «тип 92» в каждом, по такому же пулемету стояло в носу и верхней открытой турели. Зато в хвостовой части была установлена 20‑мм пушка «тип 99 модель 1».

Н6К — "Певчие дрозды" Императорской Японии

Зимой 1939 г. между СССР и Японией возникли разногласия по поводу разделения зон рыболовства в Татарском проливе и Охотском море. Для оказания силового давления на советскую сторону из Иокогамы четыре самолета срочно перебросили на север. Официально было заявлено про тренировки экипажей в холодном климате. Японцы считают, что именно подобная демонстрация дальнего морского разведчика (у нас такой машины на вооружении не было) и помогла подписанию совместного решения с выгодными для японских моряков условиями.

Обслуживание моторов Н6К на плаву
Обслуживание моторов Н6К на плаву

Боевое применение Н6К

К началу войны на Тихом океане в авиации Имперского флота насчитывалось 66 летающих лодок. Они базировались в Иокогаме и на Тайване. Еще пятнадцать в Сансебо и три в Йокосуке. Перед нападением Японии на США базы гидросамолетов разместили поближе к основным театрам военных действий. Летающие лодки в начале зимы 1942 г. вылетали на бомбардировку важнейшей базы Рабаул (о. Новая Британия); атаковали ночью Порт-Морсби. Именно они обнаружили эскадру ВМС США во главе с авианосцем «Лексингтон», направлявшуюся к Рабаулу, тем самым сорвав вероятность захвата базы.

Н6К на Соломоновых островах
Н6К на Соломоновых островах

Союзники все чаще сталкивались на Тихом океаном с летающей лодкой Н6К и самолетам присвоили упрощенные названия, чтобы не путаться в длинных японских обозначениях. Военный разведчик получил имя «Мэйвис» («Mavis»-Певчий дрозд), а его транспортный вариант — «Тилли» («Tillie»-Хозяйственная машина). Но из‑за отсутствия бронирования экипажа и протектирования баков Н6К становился легкой целью для истребителей союзников. По всей вероятности по этой причине их вскоре перестали использовать для налетов и бомбардировок. Зато в качестве дальнего разведчика, когда вероятность встречи с истребителями противника была небольшой, самолет действовал очень успешно. На просторах Тихого океана пригодилась большая продолжительность его полета.

Подбитый Н6К совершает вынужденную посадку
Подбитый Н6К совершает вынужденную посадку

В конце 1942 г на трех лодках смонтировали поисковый локатор «Яги». После этого Н6К стал первым пошедшим в бой самолетом японцев, оснащенным локатором. Но тихоходные «Мэйвисы» все чаще становились жертвами и не только от истребителей союзников. Их начали «доставать» и патрульные бомбардировщики PB4Y США. В итоге уже в 1944 г. «Мэвисы» практически исчезли из разведывательных частей. А вот в качестве транспортников они использовались вплоть до окончания боевых действий. Гидросамолеты, получив обозначение Н6К2-L и Н6К4-L, служили, в частности, в транспортном отряде обслуживающего перевозки высокопоставленных флотских офицеров.

Н6К — "Певчие дрозды" Императорской Японии

Н6К после войны

После капитуляции Японии несколько Н6К, попавших в руки американцев, непродолжительное время ещё летали, используясь для вспомогательных целей. Минимум один «Мэвис» попал в руки индонезийских повстанцев и совершил несколько вылетов, пилотируемый японскими летчиками. К сожалению, сведения о дальнейшей судьбе этого гидросамолета отсутствуют.

H6K5-L попавший после войны в Индонезию (под крылом видны опознавательные знаки этой страны)
H6K5-L попавший после войны в Индонезию (под крылом видны опознавательные знаки этой страны)

Общее количество выпущенных лодок составило 215 машин всех модификаций. Несмотря на то, что самолет впервые оторвался от воды еще в далеком 1936 г., он с достоинством прослужил до августа 1945 года. В итоге, лишь капитуляция Японии поставила точку и на дальних перелетах «Мэйвис» и «Тилли».

Н6К — "Певчие дрозды" Императорской Японии

Читайте: Н6К4 в онлайн играх

Источник: Харук А. И. «Все гидросамолеты Второй Мировой»

Поделитесь. Вам не сложно, а мне приятно.
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *