Катера на поводке. «Волновое управление» страны Советов

Катер Г-5 Рисунок
Катер Г-5 Рисунок

Идея управления боевыми катерами на расстоянии была выдвинута еще в конце XIX века. В 1915 году такие катера построили немцы. Но в первых образцах аппаратуры команды на безэкипажные суда передавались посредством кабеля. А это,к сожалению, имело ряд недостатков: ограничение дальности, частые обрывы. Между тем прогресс не стоит на месте, и к концу Первой мировой в германском флоте появились первые радиоуправляемые катера.

Управляемый по радио торпедный катер Германии типа "Schlitten II"
Управляемый по радио торпедный катер Германии типа «Schlitten II»

В то же время эти работы велись и в императорской России , но грянувшая революция поставила на них крест. Позже, уже в 1925 году в ОстехБюро под руководством В. И. Бекаури начались опыты в этом направлении. Разработкой системы управления по радио занимался талантливый изобретатель А. Ф. Шорин. К концу весны 1930 года первый образец радиоаппаратуры подготовили к установке на серийный катер Ш-4 и самолет типа ЮГ-1.

Серийный торпедный катер Ш-4
Серийный торпедный катер Ш-4

Первые опыты с радиоуправлением

Конечно, не все вначале шло гладко. Аппаратура требовала доработок, а на это уходило время. И всё же радиоуправляемые катера (в то время катера волнового управления) запустили в серию. Каждый флот стал формировать специальные дивизионы. Уже осенью 1937 года в Финском заливе прошли учения с участием более 50 катеров управляемых по радио. При подведении итогов учений действия отрядов с подобными катерами получили высокую оценку командования.

МБР-2ВУ при дистанционном управлении катерами Ш-4
МБР-2ВУ при дистанционном управлении катерами Ш-4

Для управления катерами, аппаратурой были оборудованы 19 самолетов МБР-2, получившие добавочные буквы ВУ(волновое управление) к названию. Вот только довести систему управления до ума к началу войны не смогли. Виной тому были частые отказы аппаратуры. К этому можно добавить тихоходные летающие лодки МБР-2ВУ, которые становились легкой добычей истребителей.

Торпедные катера Г-5. Рисунок
Торпедные катера Г-5. Рисунок

Боевое применение катеров

С началом войны с катеров сняли аппаратуру и их стали использовать как обычные. И все же, на использование радиоуправляемых катеров решились в 1943 году на Черноморском флоте. Первая попытка провалилась 22 февраля, когда разбился самолет наведения МБР-2ВУ. Во второй раз использование управляемого катера состоялось уже в июле того же года. ВУ-61 в качестве брандера решили направить для удара по порту Анапа.

На закате 21 июля Катер ВУ в сопровождении двух катеров Г-5 вышли из Геленджика. В полночь поднялись самолет управления МБР-2ВУ и шесть МБР-2 с бомбами. Задачей последних была бомбежка Анапы для привлечения внимания немцев. Все шло по плану. Самолет управления принял катер под контроль и повел его к порту, занятому противником. Причем судно шло на средней скорости 33 узла. К сожалению, всего в 300-400 метрах от анапского мола ВУ-61 с чем-то столкнулся и взорвался.

Катер Г-5 Рисунок
Катер Г-5 Рисунок

Последняя попытка применить катер ВУ была предпринята в декабре 1943 года против порта Камыш-Бурун. Он был выбран немцами в качестве промежуточной базы для БДБ (большая десантная баржа). Именно они контролировали Керченский пролив. К тому же баржи имели хорошее вооружение из 20-мм и 37-мм зенитных автоматических пушек, и 88-мм орудий. В операции приняли участие восемь истребителей Як-9 для прикрытия МБР-2ВУ. Еще пять Як-9 и восемь ЛаГГ-3 прикрывали катер ВУ-41 и два катера сопровождения.

В дополнение к этому ещё шесть штурмовиков Ил-2 под прикрытием восьми Як-9 должны подавить артиллерию противника. Не смотря на проведенную подготовку, попытка и здесь не увенчалась успехом. В этот раз причиной стала недоработка аппаратуры. Оператор с МБР-2ВУ потерял управление катером и он взорвался в 1,5 мили к востоку от косы Камыш-Бурун. Это стало последним эпизодом применения радиоуправляемых катеров.

Источник: А. Б. Широкорад «Чудо-оружие СССР. Тайны советского оружия»

Поделитесь. Вам не сложно, а мне приятно.
  •  
  • 3
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
    3
    Поделились

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *