Чудовищный «Подстрекатель» — Blackburn Firebrand

Firebrand переводиться ещё и как "пламенный" или "головешка". Чем не доказательство.
Firebrand переводиться ещё и как «пламенный» или «головешка». Чем не доказательство.

Знакомство с этой машиной у меня произошло в онлайн игре War Thunder и первое впечатление, казалось бы, должно быть неплохим. Четыре 20-мм пушки Hispano, довольно мощный двигатель и внушительные комплекты подвесного вооружения с бомбами, торпедами и ракетами. Чего ещё можно пожелать. Вот только первый вылет в авиационных боях, прямо скажу, не впечатлил. Скороподъемность не очень, как и максимальная скорость. А уж вступать в виражный бой с истребителями противника просто противопоказано. Ко всему Firebrand является довольно крупным самолетом, такая «летающая мишень» 🎯 .

Чудовищный "Подстрекатель" — Blackburn Firebrand

Все это подтолкнуло меня познакомиться с историей создания данного «чудовища» несколько ближе и узнать, как на нем воевали, и воевали ли вообще. Хотелось также понять, кого и к чему должен был подстрекать Firebrand (Firebrand — подстрекатель англ.

Проектирование и строительство

Самолет создавался на фирме Blackburn под обозначением B-37 в ответ на спецификацию N.8/39, распространенной министерством авиации в марте 1939 года, устанавливающей требования к двухместным истребителям малой дальности флота для замены устаревших Gloster Gladiator, Blackburn Skua и Fairey Fulmar. Но имевшая опыт эксплуатации истребителей с оборонительной башней, фирма предложила отказаться от подобной схемы. Уже в 1940 году требования пересмотрели и Blackburn получил контракт на три опытных самолета.

Схема Blackburn Firebrand T.F. Mk.V
Схема Blackburn Firebrand T.F. Mk.V

Проектирование и строительство велись довольно долго. Лишь 27 февраля 1942 года, первый из трех прототипов(заводской номер DD804) совершил свой первый полет продолжительностью десять минут. Это был большой одноместный цельнометаллический моноплан элегантного вида с низко расположенным крылом, спроектированный вокруг нового двадцати четырех цилиндрового Н-образного двигателя Napier Sabre III мощностью 2305 л. с. с жидкостным охлаждением.1 из 2

Чудовищный "Подстрекатель" — Blackburn Firebrand
Чудовищный "Подстрекатель" — Blackburn Firebrand
Blackburn В-37 Firebrand Mk.I

Испытание прототипа

Сказать, что это был большой самолет, было скорее не правильно. Он был просто огромен. С размахом крыла более 15 метров В-37 размерами превосходил все палубные торпедоносцы и бомбардировщики того времени. Не случайно для этого монстра потребовался мотор такой мощности. Но вот использовать Firebrand Mk.I в качестве палубного истребителя военные не спешили. Когда он поступил на испытания, в строй вступил истребитель-перехватчик Supermarine Seafire, который полностью удовлетворял флотские потребности.

ЛТХ Firebrand Mk.I
ЛТХ Firebrand Mk.I
Чудовищный "Подстрекатель" — Blackburn Firebrand
Чудовищный "Подстрекатель" — Blackburn Firebrand
Blackburn Firebrand Mk.II

Firebrand — торпедоносец

Казалось бы что пришёл конец истории Firebrand. Но не тут то было. Уже строящиеся серийно самолеты решено было перепрофилировать в торпедоносцы. У Firebrand Mk.II расширили центроплан, чтобы вместить торпеду между колесными нишами. Первый перестроенный прототип вылетел 31 марта 1943 года, а позже, с октября 1944 года, ещё 12 серийных самолетов с двигателями Napier Sabre III поступили в эскадрилью № 708 берегового базирования. Можно сказать, что здесь Firebrand и приняли участие во Второй мировой войне, правда в качестве второго эшелона и непосредственного участия в боевых действиях не принимали.

Blackburn Firebrand Mk.III
Blackburn Firebrand Mk.III

А в то время развитие основной линейки Blackburn Firebrand шло своим чередом. Вариант Mk.III стал предшественником серийного Mk. IV. Именно на нем начались работы по смене силовой установки на звездообразный двигатель Bristol Centaurus VII мощностью 2400 л. Первый полет прототипа «тройки» состоялся 21 декабря 1943 года. Отзывы испытателей были в целом положительные, но вот о полетах с палубы мечтать не приходилось. Слишком уж высокой была посадочная скорость. Второй опытный образец доработали, изменили кокпит и хвостовое оперение. И все же в ноябре 1944 года 24 серийных Firebrand Mk.III сошли с конвейера.

Blackburn Firebrand Mk. IV
Blackburn Firebrand Mk. IV

Firebrand Mk. IV самый массовый

Вариант Firebrand Mk. IV,кроме нового двигателя Bristol Centaurus IX мощностью 2520 л. с., получил увеличенный киль и руль направления, тормозные щитки и кокпит без гаргрота. На улучшение управляемости самолета повлияли и модернизация всей системы элеронов и рулей высоты. Первый полет «четверки» состоялся 17 мая 1945 года, а объем производства составил 102 экземпляра. В сентябре 1945 года эскадрилья № 813 получила первые 15 Firebrand T.F. Mk.IV и стала первой боевой частью, которой довелось пилотировать одноместный самолет-торпедоносец.

Blackburn Firebrand Mk. V
Blackburn Firebrand Mk. V

Лучший из Firebrand, но устаревший

Правда, служба «четверок» продолжалась не долго. Уже в 1947 году эскадрилья пересела на новую версию Firebrand T.F. Mk.V. И хотя основным отличием от предшественника стали новые компенсаторы руля высоты и триммеров увеличенного размаха элеронов, «пятерка» сумела побороть некоторые недостатки. Вот только на недостаточную продольную устойчивость в наборе высоты глаза закрыли как пилоты, так и конструкторы. Тем более заказ на 148 машин был уже размещен. Вот только с окончанием войны на Тихом океане их успели выпустить лишь 68, а строительство других отменили.

По мнению летчика-испытателя и морского летчика капитана Эрика Брауна, самолет был: «недостаточно эффективен и ему, к сожалению, не хватало маневренности, особенно в скорости крена.В дополнение положение кабины на задней кромкой крыла давало пилоту очень плохой обзор под носом, подавляло способность пилота видеть свою цель и производить посадку на палубу авианосца.» Браун назвал его «палубный самолет-катастрофа для посадки».

Blackburn Firebrand Mk. V фото модели с jonbius.com
Blackburn Firebrand Mk. V фото модели с jonbius.com

«Пятерки» стали лучшими из «Подстрекателей» и входили в состав Первой палубной авиагруппы на авианосце «Eagle» в 1952-53 гг. Но, чтобы прийти к этой версии Blackburn потребовалось почти 10 лет работы по их модификации и доводок. Уже в 1953 году все Firebrandперевели в резерв, а позже сдали на слом. Другим самолетам повезло больше, они стали тренировочными стендами для пожарников и их просто сжигали или запускали с опытных катапульт и они находили гибель на дне. Бесславный конец не прославившегося самолета.

Firebrand Mk. IV в War Thunder
Firebrand Mk. IV в War Thunder

Поштурмим

Вот теперь все и встало на свои места. Действительно, это не лучший самолет. И все равно решил его прокачать до конца и открыть все подвесные модификации. Это даст полнее его использовать в совместных боях. Бомбы в 1000 и две по 500 фунтов довольно серьёзный аргумент против наземной техники противника. В дополнение довольно низкая цена ремонта, всего 1040 львов, для БР 4.3 и третьего ранга. Спасибо, что прочитали. Пойду, потренируюсь на нем штурмить!

Источник: Putnam «British Naval Aircraft since 1912» и мои личные ощущения

Играть в War thunder

Поделитесь. Вам не сложно, а мне приятно.
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *