«Лаура»- ночной гидросамолет Японии

E11A1 - Ночной разведывательный гидросамолет
E11A1 — Ночной разведывательный гидросамолет

Не смотря на то, что летающая лодка Aichi E11A использовалась только в первый год войны на Тихом океане, она успела получить у союзников кодовое обозначение «Лаура».

Проектирование и разработка

Задание на разработку ночного разведочного гидросамолета получили две фирмы- Aichi и Kawanishi.
Конструктивно летающая лодка Aichi Е10А1 представляла фюзеляж-лодку. В её носовой части располагалась открытая турель стрелка-наблюдателя, вооруженного одним 7.7-мм пулеметом. В походном положении турель убиралась внутрь и закрывалась крышкой. Двигатель располагался в мотогондоле на верхнем крыле бипланной коробки и вращал деревянный четырехлопастный толкающий винт постоянного шага.

Схема Aichi Е10А1
Схема Aichi Е10А1

Проект Kawanishi представлял собой трехместный свободнонесущий моноплан с крылом типа «чайка», оснащенный двенадцатицилиндровым двигателем воздушного охлаждения Hiro Type 91-1 мощностью 520 л.с. Мотор приводил в движение четырехлопастной деревянный толкающий винт постоянного шага. Сам он был вынесен на стойках «на спине» самолета. За силовой установкой располагалась массивная металлическая петля, играющая роль рассекателя потока и одновременно служившая для подъема самолета краном на борт корабля.

Схема Kawanishi E11K1
Схема Kawanishi E11K1

Испытания

27 июня 1937 года оба прототипа доставили на базу Военно-морского флота для совместных испытаний. В результате оценки победил Aichi E11A Type 98. Отказ флота от самолета Kawanishi E11K скорее всего был вызван недоверием к достаточно передовой конструкции, выполненной по схеме моноплана с изящным изломом крыла. Два построенных экземпляра летающей лодки Kawanishi E11K1 переделали в транспортные самолеты-амфибии с убирающимся в воде шасси. Их эксплуатировали вплоть до вступления Японии во 2-ю Мировую войну. Далее их след теряется.

Kawanishi E11K1
Kawanishi E11K1

Производство и боевое применение

Производство Е11А1 , продолжавшееся с 1937 по 1940г, но ограничилось выпуском только 17 летающих лодок, включая опытные самолеты. В конце 30-ых годов командование Имперским флотом пришло к выводу, что задачами разведки вполне могут справиться и поплавковые самолеты. По этой причине «Лаура» быстро исчезла из боевых частей.

Aichi E11A1 "Лаура" в полете
Aichi E11A1 «Лаура» в полете

Aichi Е11А1 в начале войны базировались на катапультах легких крейсеров старых типов, выполнявших функции лидеров эскадр эсминцев и подводных лодок. Одна летающая лодка входила в состав авиазвена легкого крейсера «Исузу», действовавшего в декабре 1941 года у Гонконга. Также «Лауры» базировалась на крейсерах «Натори» и «Кину». Одина из них присутствовала на катапульте легкого крейсера «Сендаи», участвовавшего во вторжении в Малайю в декабре 1941 года и «Дзинцу» при атаке на Давао, Филиппины в декабре 1941 года. На крейсере «Нака» участвовавшим во вторжении на Лусон, стоявший на катапульте Aichi Е11А1 был уничтожен в ходе штурмовки крейсера американскими истребителями Р-40Е в декабре 1941 года.

 Aichi Е11А1  на катапульте легкого крейсера "Сендаи"
Aichi Е11А1 на катапульте легкого крейсера «Сендаи»
 Aichi Е11А1 на крейсере "Натори"
Aichi Е11А1 на крейсере «Натори»

Дольше всех пролетал разведчик Е11А с борта легкого крейсера «Абукума». В июне 1942 года крейсер выделили для участия в захвате Алеутских островов. В условиях плохой погоды стартовавшая с катапульты крейсера «Лаура» пропала без вести со всеми тремя членами экипажа.
Уцелевшие, списанные с кораблей «Лауры» действовали с береговых баз до конца 1942 года в качестве учебных и транспортных. Судя по всему, до конца войны ни один самолет этого типа не дожил, будучи списанными в утиль.

Поделитесь. Вам не сложно, а мне приятно.
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *