Дирижабль на Бородино или мечты Кутузова

Дирижабль на Бородино или мечты Кутузова

Первое военное применение воздушного аппарата было отмечено в 1794 году, в битве при Мобеже. Тогда над полем сражения висел в воздухе привязной аэростат, с которого французы вели наблюдение за противником, и сигнализацией сообщали о нем своим войскам.

ПодЪем привязного воздушного шара Кутеля перед битвой  у Мобежа (1794 г.).
ПодЪем привязного воздушного шара Кутеля перед битвой у Мобежа (1794 г.).

А в 1795 году во Франции была основана специальная школа воздухоплавания в Медоне, однако Наполеон I, не придававший значения воздухоплаванию, ликвидировал как эту школу, так и авиационные войска. И возможно зря.

Схема управляемого аэростата Леппиха 1812 г.
Схема управляемого аэростата Леппиха 1812 г.

Весной 1812 года немецкий механик Франц Леппих обратился к русскому посланнику в Штутгарте с предложением построить для русского правительства управляемый воздушный шар. В Петербурге уже не сомневались в неизбежности войны с Францией. Поэтому предложение 37-летнего немецкого механика использовать управляемые воздушные шары в качестве «летучих батарей» для императора Александра I оказалось как нельзя кстати.

Письмо Александра I  от 24 мая 1812 г.  московскому губернатору Н.В.Обрескову с инструкцией о соблюдении секретности при строительстве "Летучего корабля".
Письмо Александра I от 24 мая 1812 г. московскому губернатору Н.В.Обрескову с инструкцией о соблюдении секретности при строительстве «Летучего корабля».

Первая « дирижабельная верфь» под началом Леппиха была построена в селе Воронцово под Москвой на даче Репнина. В помощь немцу дали кузнецов и слесарей, доставленных из Петербурга. Всего же над диковинным летательным аппаратом трудились 150 плотников, кузнецов и швей.

Сохранившаяся часть въездной башни на даче Репнина (Фото Льва Вяткина)
Сохранившаяся часть въездной башни на даче Репнина (Фото Льва Вяткина)

Оболочка объемом порядка 10 тыс. м3 была в начале августа готова, швы тщательно заделаны, а материя пропитана лаком. Приступили к ее наполнению водородом. Длина оболочки составляла 57 м,а максимальный диаметр 16 м. Она крепилась посредством сетки к жесткому обручу, опоясывавшему ее по периметру. К нему посредством деревянных подкосов подвешивалась лодка-гондола размером 19,8×9,9 м, имевшая жесткий киль и 14 шпангоутов.
Кутузов, извещенный о работах Леппиха, был весьма заинтересован. За четыре дня до Бородинского сражения он посылает в Москву письмо, стараясь узнать о возможности использования «еростата».

Испытательный полет первого дирижабля Леппиха. Реконструкция.
Испытательный полет первого дирижабля Леппиха. Реконструкция.

По утверждению конструктора в письме к императору, «Летучий корабль» дважды поднимался в воздух, однако из-за поломок «рессор» и низкого качества водорода не смог нести на себе команду «гребцов» вследствие чего долететь в ставку Кутузова не удалось. Войска Наполеона приблизились к Москве. Часть материалов решено срочно эвакуировать, а остальные — уничтожить. Мастерскую Леппиха сперва перевезли в Нижний Новгород, а оттуда в Ораниенбаум. Там, под наблюдением любимца царя А. А. Аракчеева, пытались продолжить строительство корабля, но работы затянулись, и дело, к сожалению, не было доведено до конца.

Общий вид "Летучего корабля" : 1- матерчатая оболочка; 2 - аварийный клапан; 3 - весла с лопастями-клапанами; 4 - руль высоты; 5 - "рессора"; 6 - рулевой; 7 - шпангоут; 8 - фугасы; 9 - люк; 10 - ракеты на станках: 11 - боевая палуба.
Общий вид «Летучего корабля» : 1- матерчатая оболочка; 2 — аварийный клапан; 3 — весла с лопастями-клапанами; 4 — руль высоты; 5 — «рессора»; 6 — рулевой; 7 — шпангоут; 8 — фугасы; 9 — люк; 10 — ракеты на станках: 11 — боевая палуба.

Так закончился проект «Летучего корабля», который можно было назвать даже «фрегатом» относительно заявленных Леппихом возможностей. Экипаж состоял из 40 человек, а грузоподъемность должна достигать 5500 кг. Вооружение включало пороховые фугасы сбрасываемые через люки в палубе, а также ракеты образца 1807 года массой 13-20 кг калибра 12-20 см и дальностью 2700 м.

Ракеты образца 1807 года
Ракеты образца 1807 года

Но ничто не идет в сравнение с затратами на его постройку. Около 180 тыс. рублей были просто выкинуты на ветер. Можно подумать, что немец Леппих был шарлатаном, но Шавров об этом писал:»Леппих был способным увлекающимся изобретателем, а не шарлатаном. Он построил дирижабль как мог в тех условиях. В донесении генерала Д . Ф . Вындомского говорилось, что дирижабль поднимался на воздух «на привязях». Значит, дирижабль все же построили и он испытывался в воздухе. И если при тогдашнем состоянии технологии он не мог показать лучших результатов, в этом изобретатель неповинен. Вот и выходит, что волею обстоятельств в России впервые сооружался дирижабль полужесткого типа».

Леппих на строительстве "Летучего корабля" Рисунок.
Леппих на строительстве «Летучего корабля» Рисунок.

Источник: В. А. Обухович, С. П. Кульбака «Дирижабли на войне»
Техника — молодежи 1997 02

Поделитесь. Вам не сложно, а мне приятно.
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *