Проект «104» — двухмоторный истребитель Александра Михайловича Изаксона

История создания проекта тесно связан с желанием Лаврентия Павловича Берии приобщиться к самолетостроению. К тому же «Отец всех народов» был помешан на авиационных рекордах. Со временем желание Берии переросло в необузданное стремление. А тут и повод подвернулся. Шестидесятилетие вождя. С каким же подарком придти к 1939 г. новому начальнику НКВД? А что если новое ЦКБ!
Решение пришло в виде доносов. Да еще на кого! Патриарх ЦАГИ Туполев был отмечен в общей сложности в 18 доносах , причем один из них со схемами написал С.В.Ильюшин, где он привел сравнительный анализ своего ДБ-3 и туполевского ДБ-2. И вот теперь новое ЦКБ-29 пополнилось новыми работниками.

Здание ЦКБ-29 НКВД
Здание ЦКБ-29 НКВД

Арестованные принялись за работу. Одним из первых организовал ОКБ В.М.Петляков и взялся за проект высотного истребителя «100», из которого вскоре, после летных испытаний и доработок получился пикирующий бомбардировщик Пе-2. Следом В.М.Мясищев начал строить машину проекта «102», из которой получился дальний высотный бомбардировщик ДВБ-102. А.Н.Туполев долго мел метлой тюремные дворы, пока не понял, что людей для своей конструкторской группы ему может не хватить. и он может остаться без тюремного, но все-таки ОКБ! Он взялся проектировать и строить свою ( проекта «103») машину, которая стала в последствии Ту-2.

Схема "104"
Схема «104»

В этой обстановке и началась разработка над проектом двухмоторного истребителя «104». Его главным конструктором стал Александр Михайлович Изаксон. Он являлся одним из основоположников отечественного вертолетостроения, принимал участие в создании первого советского экспериментального вертолета ЦАГИ–1 – ЭА.
В результате проведенной работы получился двухмоторный истребитель с двухместной кабиной экипажа. Во многом его проект напоминал опытный тяжелый истребитель «Bell YFM-1 Airacuda» американской фирмы Белл. На крыле были установлены две мотогондолы. В головной части каждой гондолы были расположены радиаторы, и непосредственно за ними задом-наперед стояли двигатели водяного охлаждения М-107.
Не имея должного опыта работы в самолетостроении, Изаксон приспособил (или повторил) руль высоты вместе с его узлами навески от пассажирского самолета ПС-84 (Ли-2). Дополняло всю конструкцию трехстоечное шасси. 4 пулемета ШКАС располагались в носу. Еще 4 были установлены в центроплане, что давало возможность без синхронизаторов вести огонь по вражеским самолетам.

Рисунок "104"
Рисунок «104»

Среди прочих конструкторских новинок была необычная система покидания самолета в воздухе в нештатной ситуации. Летчики могли выброситься наружу через открывающиеся нижние люки с парашютом. Покидать самолет через фонарь было опасно из за вращающихся винтов. Планировалась установка радиостанции и самолетное переговорное устройство. Самолет обещал быть весьма «летучим», тем более, что проведенные продувки макета, выполненного в масштабе 1:1 в трубе Т-101 ЦАГИ, подтверждали это.
Но проект самолета «104» остался на бумаге по ряду причин. Во-первых, он относился к разряду экспериментальных, во-вторых, самолет получился перетяжеленным и, в-третьих, его опередил истребитель «100» В.М.Петлякова, будущие Пе-2 и Пе-3.

Проект "104" — двухмоторный истребитель Александра Михайловича Изаксона

Источник: Журнал «Авиация и космонавтика» 1998 №04

Поделитесь. Вам не сложно, а мне приятно.
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Проект «104» — двухмоторный истребитель Александра Михайловича Изаксона: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *