Судьба лидера эсминцев «Ленинград» — первого советского корабля подобного типа

Судьба лидера эсминцев "Ленинград" — первого советского корабля подобного типа

Лидер эскадренных миноносцев — хорошо вооруженный, легкий, быстроходный, небронированный крейсер сравнительно небольших размеров. Корабли этого класса имели следующие характеристик: 1500-1850 т водоизмещением, со скоростью хода 38-42 узла, дальностью плавания до 4-6 тыс. миль, вооруженные пятью-восемью 120-130-мм пушками и шестью торпедными трубами.

Первый советский лидер был заложен 5 ноября 1932 года на Судостроительном заводе имени А. А. Жданова. А уже через год был торжественно спущен на воду. Отгремели речи по этому поводу, хвалебные слова и всё в этом духе. Но мытарства эсминца «Ленинград» только начинались. Ведь он не был полностью достроен. И доделка, доводка и дооборудование его продолжалась до 1938 года.

Судьба лидера эсминцев "Ленинград" — первого советского корабля подобного типа

Ходовые испытания начались в 1935 году и принесли немало сюрпризов — приятных и неприятных. Так гидродинамика корпуса оказалась выше предполагаемой, а расход пара на главные турбины значительно ниже расчетного, что привело к увеличению на 4 узла проектной скорости и составила 44 узла. Вместе с радостью это принесло и огорчение. При первых же испытаниях корабля обнаружилась сильная эрозия гребных винтов у комлей лопастей. Появлялись канавки шириной около 15 мм и глубиной 20- 25 мм после нескольких часов полного хода. Заделка их ни к чему не приводила, они появлялись вновь. И с этим именно столкнулись на испытаниях эсминца «Ленинград» . В советском кораблестроение такое было впервые. Называлось это кавитацией — процесс образования и последующего схлопывания пузырьков в потоке жидкости, сопровождающийся шумом и гидравлическими ударами, приводящих к разрушает поверхность гребных винтов. Теперь все инженеры пытались устранить пагубное воздействие, и впоследствии удалось решить задачу без существенных переделок.

Будучи не полностью достроен Лидер эсминцев входит в состав Краснознамённого Балтийского флота 5 декабря 1936 года. А уже 31 июля 1939 года был поставлен на первый капитальный ремонт для замены трубок у котла № 2.

Боевое крещение прошло тоже неудачно. В ноябре 1939 года, с началом советско-финской войны, «Ленинград» был включён в состав группы кораблей эскадры Балтийского флота. Совершив два выхода в море для обстрела батарей на островах Тиуринсари и Сааренпя, и не выполнив задания, он получил серьёзные повреждения корпуса. Пришлось отправиться на ремонт после окончания войны. Всего же с момента окончания Финской войны и до начала Великой Отечественной «Ленинград» успел 9 раз вставать в док для клепки расползавшихся листов подводной части корпуса, смены котлов и изъеденных гребных винтов.

Судьба лидера эсминцев "Ленинград" — первого советского корабля подобного типа

С началом ВОВ Лидер «Ленинград» участвовал в обороне Таллина, во время которой выставил около 400 мин заграждения на линии Ханко-Осмуссар. Так же в качестве сил артподдержки 23 августа уничтожил некоторые резервы группы армий «Север», а 24 августа уничтожил переправу через реку Кейла-Йыги и 20 неприятельских танков. Как видно, начало второй войны было более чем удачным для корабля. Наконец-то он смог показать свои возможности.

Эсминец принимал участие в обороне Кронштадта, в эвакуации гарнизона с полуострова Ханко. А позже, во время блокады Ленинграда, когда он стоял на ремонте, был включен в артиллерийскую систему обороны города. В январе 1944 года артиллерия лидера, занимавшего огневую позицию на Малой Неве у моста Строителей, помогала снять блокаду. За заслуги в обороне Ленинграда экипаж корабля в 1943 году награждён медалью «За оборону Ленинграда».

Судьба лидера эсминцев "Ленинград" — первого советского корабля подобного типа

После войны «Ленинград» несколько раз был переклассифицирован, с декабря 1951 года по ноябрь 1954 года прошел капитальный ремонт и модернизацию. А уже в 1960 был разоружен и превращен в плавказарму. Так закончился боевой путь первого в советском военном флоте лидера эскадренных миноносцев «Ленинград». Черту под его существованием подвела противокорабельная крылатая ракета П-35, выпущенная с крейсера «Грозный» при испытании нового ракетного корабельного комплекса в мае 1963 года. К тому времени бывший эсминец окончательно был переоборудован в судно-мишень СМ-5. Он затоплен в Белом море вблизи Соловецких островов.

Поделитесь. Вам не сложно, а мне приятно.
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *