Летающий крейсер А. Н. Туполева

Летающий крейсер А. Н. Туполева

Это была не первая летающая лодка построенная КБ А. Н. Туполева в 30-ых годах прошлого столетия. В 1932 году командование флота обратилось в ЦАГИ с предложением о создании большого самолета-амфибии дальнего радиуса действия, способного находить и поражать боевые корабли противника. Будущему самолету присвоили обозначение МК-1 («морской крейсер»).

Летающий крейсер А. Н. Туполева
Схема МК-1

Для нового самолета была выбрана схема катамаран, при которой оба фюзеляжа представляли собой совершенно одинаковые плавучие корпуса. В это время уже были похожие проекты летающих лодок. Еще в 1925-26 гг. конструктор Д. П. Григорович разрабатывал проект морского миноносца ММ-1 по такой схеме, а в 1930 г. конструктор Р. Л. Бартини предложил проект двухлодочного МТБ-2 (Морской Тяжелый Бомбардировщик). Но оба этих проекта так и остались на бумаге. Зато этими наработками с успехом воспользовался Андрей Николаевич.

Летающий крейсер А. Н. Туполева
Схема морского миноносца Григоровича
Летающий крейсер А. Н. Туполева

Выбор двухлодочной схемы изначально был обусловлен дополнительно предполагаемыми задачами — транспортировкой крупногабаритных грузов, например диверсионных средств в виде малых подводных лодок или полупогружаемых торпедных катеров. Конструкция у МК-1 была полностью металлическая с обшивкой из гофрированного дюралюминия. Обе лодки, имевшие максимальную ширину по 2,5 м, обеспечивали самолету не только требуемую мореходность, но и отличную поперечную остойчивость, благодаря образованной ими «колее» шириной 15 м. 

Летающий крейсер А. Н. Туполева
Осмотр двигателей. На крыле представители ЦАГИ, среди которых А.Н.Туполев

На пилонах сверху крыла устанавливалось три пары двигателей М-34Р конструкции Микулина, причем в каждой мотогондоле один двигатель был тянущий, а другой – толкающий. Каждый двигатель развивал мощность от 750 до 830 л.с. Хвост оперение гидросамолета был оформлено по типу биплана с расположенной посередине опорной стойкой, при этом рули высоты располагались на верхней плоскости. В середине передней кромки крыла находилась кабина пилотов с хорошим обзором по курсу полета, но серьезно ограничивалась в других секторах корпусами летающей лодки.

Летающий крейсер А. Н. Туполева
Хвостовое оперение МК-1 по типу биплана

В хвостовой части каждого корпуса помещались турели со спаренными пулеметами ДА-2 калибра 7,62 мм. Каждая пулеметная установка обслуживалась стрелком. Две аналогичные установки для курсовой стрельбы располагались в носовой части каждого корпуса летающей лодки. Позади крыла в каждом фюзеляже, на верхней его частив, в поворотных турелях устанавливались по одной 20-мм авиационной пушке «Эрликон». В качестве подвесного вооружения предполагалось применять до 6000 кг бомб или четырех авиационных торпед общей массой до 4800 кг. Бомбы размещались внутри межлодочного центроплана крыла.

Летный экипаж состоял из 4-х человек (при этом весь экипаж 10-12 человек включая стрелков): двух летчиков, командира корабля (командир летающего крейсера — звучит!) и штурмана. Рабочие места штурмана, двух летчиков и бортмеханика оборудовались в центральной гондоле. К тому же в центроплане имелось место механика, обслуживающего моторные установки. И конечно же туалет для экипажа, или гальюн если уж пользоваться морской терминологией.

Летающий крейсер А. Н. Туполева
МК-1 перед спуском на воду

Постройкой самолета занимался завод опытных конструкций при ЦАГИ. В конце 1933 года строительство завершилось, самолет разобрали и по железной дороге переправили на побережье Черного моря в Севастополь. 8 августа 1933 года летчик Тимофей Рябенко в первый раз поднимает АНТ-22 в воздух. Без бортового вооружения самолет на заводских испытаниях достигает максимальной скорости 233 км/час, но рабочий потолок составляет всего-навсего 3 500 м. Следующим летом на государственных испытаниях скорость самолета с полным вооружением, включая шесть тонн бомбовой нагрузки, падает еще больше – до 205 км/час, а потолок – до 2 250 м.

Летающий крейсер А. Н. Туполева
АНТ-22 во время испытаний

Достигнутые показатели перечеркнули вероятность серийной постройки МК-1. Командование ВМФ указало, что при таких летных характеристиках, самолёт будет слишком уязвим и принимает решение отказаться от дальнейшей работы по этой программе.

Летающий крейсер А. Н. Туполева

Но несмотря на закрытие проекта, самолет и в воздухе, и на воде показал себя вполне успешно. Благодаря работе над летающей лодкой КБ Туполева получило огромный опыт. Для своего времени МК-1 был самым большим в Советском Союзе гидросамолетом поднявшимся в воздух, по крайней мере до 60-х годов. Мало того, на АНТ-22 был установлен мировой рекорд высоты полета с грузом. В декабре 1936 года летчики Рябенко и Ильинский с грузом 10 042 кг достигли высоты 1 942 м, а чуть позже впервые подняли в воздух груз весом 13 000 кг, правда, во втором случае задача установить рекорд грузоподъемности не ставилась.

Источник: Даффи Пол «А.Н. Туполев – человек и его самолеты»

Поделитесь. Вам не сложно, а мне приятно.
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *